Дом кн. А

Мясницкая, 43 – усадьба Панина – дом Лобанова-Ростовского – редкое явление в архитектуре. Во-первых, он не просто стоит в глубине двора, а находится ниже уровня улицы. Во-вторых, традиционный портик у него заменен аркой на коринфских колоннах.

  • В 1791 г. князь А.И. Лобанов-Ростовский купил дом у графа П.И. Панина и перестроил его по проекту Ф.И. Кампорези. Дом приобрел современный вид.
  • В 1820-х гг. усадьба принадлежала директору Московского архива Коллегии иностранных дел А.Ф. Малиновскому.
  • В 1825 г. в особняке открылась "Рисовальная школа", положившая начало знаменитому Строгановскому училищу .
  • В 1836 г. владельцами усадьбы стала семья механиков Бутеноп. В 1851 г. они придали курантам Спасской башни вид, дошедший до наших дней.
  • В 1874 г. в усадьбе разместилась фабрика Липгарта, производившая "земледельчиские машины, керосиновые двигатели", цемент, известь и алебастр. Товарищество "Эмиль Липгарт и К°" занимало также соседний дом .
  • Позже в доме Лобанова-Ростовского было реальное училище К.П. Воскресенского, одно из лучших в городе. Часть помещений занимала контора Липгарта.

Если заглянуть за решетку, то можно увидеть особняк во всем его великолепии.

Усадьба Панина

Мясницкая, 43

Дом Лобанова-Ростовского

Дом Кошелева – ул. Мясницкая, д. 43 С2

Мясницкая, 43 С2 – дом Кошелева, построенный в 1906 г. по проекту А.В. Кузнецова . В нём сразу разместились классы реального училища Воскресенского, находившиеся в доме Лобанова-Ростовского.

"Новое здание всё состояло из просторных светлых классов и больших рекреационных зал на каждом этаже. Стены этих последних были украшены хорошими репродукциями с лучших картин государственных галерей, и это незатейливое убранство выветривало из этих комнат всякий дух школьной казенщины".

Дом принадлежал лесопромышленнику И.И. Кошелеву, торговавшему лесом и дровами. Всего у него было 6 домовладений. Еще один дом Кошелева находился совсем рядом .

Сейчас в доме Кошелева находится офис Росгосстрах банка, принимающего вклады физических лиц и выдающего потребительские кредиты, ипотечные кредиты и автокредиты.

На рубеже XVII-XVIII веков на землях бывшей Мясницкой слободы стали охотно селиться представители дворянства и купечества. Мясницкая улица, ставшая к тому времени одной из главных городских артерий, украсилась немалым количеством каменных домов. Одним из новых домовладельцев стал купец Гостиной сотни Федор Козмин (Казьмин), который и выстроил, с отступом от красной линии улицы, каменные барочные палаты.

Шли годы, менялись хозяева, менялась и архитектурная мода. И в середине 1760-х годов новым владельцем становится генерал-аншеф П. И. Панин, известный военачальник Семилетней войны, позже командовавший подавлением Пугачевского восстания. При нем старый особняк был перестроен. По обеим сторонам к главному дому были пристроены крылья, изменился декор фасадов. А еще через тридцать лет князем Александром Ивановичем Лобановым-Ростовским, ставшим в 1791 году владельцем усадьбы, была затеяна новая перестройка.

Очень часто автором проекта, придавшего главному зданию классический облик, сохранившийся и поныне, называют одного из самых известных московских архитекторов Матвея Федоровича Казакова . Однако никаких документальных свидетельств этому нет. Фасад здания вошел в знаменитые «Архитектурные альбомы» зодчего, но Казаков включал в альбомы не только свои творения, но также планы и фасады понравившихся ему «партикулярных строений», созданных другими архитекторами – его современниками. Вполне вероятно, что строителем был зодчий Франческо (Франц Иванович) Кампорезе . Скорее всего, по его проекту двухэтажный особняк был удлинен по уличному фасаду путем пристройки с востока и запада дополнительных объемов с парадными залами. Центральная часть главного фасада получила украшение в виде коринфского колонного портика, увенчанного массивным аттиком с полукруглым окном мезонина, создающего впечатление триумфальной арки. В свою очередь два боковых пилястровых ионических портика лаконичны и легки. И наружные стены, и интерьеры здания украшены богатым лепным декором.

В конце1820-х годов (скорей всего, после 1828-го, см. исследования) здесь размещалась «Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам», основанная графом С. Г. Строгановым, – предтеча Строгановского училища. А в 1826 году усадьбу приобрел управляющий Московским архивом Коллегии иностранных дел, известный историк Алексей Федорович Малиновский. В это время здесь не раз бывал Александр Сергеевич Пушкин. А хозяйка дома, Анна Петровна, хорошо знакомая с семьей Гончаровых, приняла активное участие в сватовстве поэта.

В 1836 году у владения появляются новые хозяева: известные механики, датчане братья Николай и Иоганн Бутенопы, владельцы завода по производству сельскохозяйственной техники, а помимо этого - еще и башенных часов. Часы, изготовленные на заводе Бутенопов, были установлены и на Большом Кремлевском дворце, и на Спасской башне Московского Кремля. Курантами они украсили и мезонин дома на Мясницкой. Сама же усадьба была приспособлена под производственные цели.

В 1874 году владение приобрели братья Липгарты, владельцы «Товарищество Эмиль Липгарт и Ко». Во дворе усадьбы были возведены новые производственные корпуса по проекту архитектора А. Ф. Мейснера. В одном из строений разместилось реальное училище К. П. Воскресенского. В 1906 году для училища одним из известных мастеров московского модерна А. В. Кузнецовым был построен новый корпус (нынешнее строение 2).

После 1917 года в старинном здании расположился госпиталь, а потом сюда въехала Московская потребительская коммуна и Совет кооперации.

К середине 1980-х годов усадьба пришла в аварийное состояние. Ремонт, начавшийся в 1987 году, так и не был закончен. И только в середине 2000-х годов новым арендатором - Некоммерческим партнерством по развитию культуры и искусства «Меценат клуб» - была проведена полная комплексная реставрация. Усадьба находится на охране и включена в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Дом А. Я. Лобанова-Ростовского в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле классицизма, построенное в 1817-1820 годах по проекту Огюста Монферрана. В 1829 году дом был немного перестроен по проекту Э. Х. Анерта под нужды нового хозяина.

Дом был построен для князя Алексея Яковлевича Лобанова-Ростовского, с целью облагородить внешний вид недавно оформленной Исаакиевской площади. Первоначальный проект предусматривал богатое украшение здания, обилие лепнины и скульптур, но Монферран сделал выбор в пользу большей монументальности строения.

С самого начала семья Лобановых-Ростовских планировала использовать здание в качестве доходного дома — для сдачи комнат в аренду. На первом этаже размещались магазины, а верхние были заняты состоятельными жильцами, поэтому здесь часто проводились различные светские мероприятия. Однако, арендный бизнес у князя не задался и через 9 лет дом выкупила казна, и в него переехало Военное ведомство.

Обиходное название здания — «Дом со львами», оно произошло от скульптурной группы львов у парадного входа работы Паоло Трискорни, высеченных из белого каррарского мрамора. Кроме львов, главный фасад здания на Адмиралтейском проспекте украшен 8-колонным портиком коринфского ордера. Сходным образом оформлен и фасад, выходящий на Исаакиевскую площадь. Третья сторона дома, на Вознесенском проспекте, украшена более скромно.

В советское время в доме А. Я. Лобанова-Ростовского находились общежитие, школа и проектный институт, а сегодня в здании размещается фешенебельный отель Four Seasons Hotel Lion Palace Saint Petersburg.

Дом А. Я. Лобанова-Ростовского включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение дома А. Я. Лобанова-Ростовского будет интересно туристам, интересующимся архитектурой первой половины XIX века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями — ,

Особняк Лобанова-Ростовского, более известный как Дом со львами - один из самых знаменитых домов в Петербурге. Дом был построен в 1817-1820 гг Огюстом Монферраном, знаменитым архитектором Исаакиевского собора . Скульптуры на фасаде - в том числе те самые львы, давшие прозвище дому - выполнены скульптором Паоло Трискорни.

Между прочим, на одном из этих львов спасался от страшного наводнения 1824-го года главный герой Медного Всадника Евгений.

…На площади Петровой,
Где дом в углу вознесся новый,
Где над возвышенным крыльцом
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые,
На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом,
Сидел недвижный, страшно бледный,
Евгений…

Вот как пишет об этом Пушкин. Петровой тогда называли Сенатскую площадь; а так как Александровского сада тогда не было даже в планах, от парадного фасада Дома со львами действительно отлично просматривался Медный Всадник.

Сами Лобановы-Ростовские в здании почти не жили: оно изначально строилось для сдачи внаем. В 1821-м году Лобановы-Ростовские (вернее, их домовая контора) дали в газеты объявление о сдаче внаем «бельэтажа на площадь и на Вознесенскую улицу, а также двух зал в том же этаже, хорошо отделанных, удобных для концертов и маскарадов». Заглянем же в домовую книгу и узнаем, кто были арендаторами в Доме со Львами двести лет назад!

В цокольном этаже находилась первая в Санкт-Петербурге литография; там же работали мучная и мелочная лавки и портерная. Помещения в цокольном этаже были самыми дешевыми: аренда стоила от 1000 до 1750 рублей в год. На первом этаже помещались более богатые ремесленники: перчаточники и сапожники, а также разные департаменты (Комиссия строительства Исаакиевского собора и Провиантский департамент военного ведомства). В самом дорогом помещении Дома со львами - бельэтаже - почти целиком находился уже упомянутый Провиантский департамент. На третьем этаже поселилась самая разная публика: некая мадам Орсениус, державшая тут же пансион, управляющий княгини Лобановой, закройщики, живописцы, чиновники и специалисты, занятые в строительстве Исаакиевского собора. Общая сумма дохода от Дома со львами в год составляла около 100000 рублей - по тем временам целое состояние.

Работало в Доме со львами и еще одно замечательное учреждение: "Косморама". Слово "Отечественным запискам": «В сем же доме Гамбургский живописец Сур показывает виды разных городов и примечательных мест в Космораме... Если виды сии не заключают важного достоинства со стороны художества, то оптическая часть доведена до совершенства. Они так хорошо и естественно освещены, что зритель переносится в те места, кои он рассматривает, особливо же ему знакомые». Да-да, это был своего рода "3D эффект": живописец Сур демонстрировал виды разных городов, а благодаря специальной оптике и освещению зритель видел стереоскопическую картинку. Особой популярностью пользовались виды Берлина, Потсдама, Гамбурга, Вены, Римы, арктические пейзажи, застенки инквизиции и вид Таганрога с домом, где умер император Александр.

Дом со львами мог также стать первым в России (если не в мире) домом, выигранным в лотерею. Хозяин дома, А.Я. Лобанов-Ростовский, именно так намеревался с ним поступить: выпустить миллион рублевых лотерейных билетов и разыграть дом. Но Николай I лично запретил эту сомнительную аферу, и предложил вместо до этого продать дом в казну. Вместе с домом была продана и уникальная библиотека, собранная князем, известным коллекционером и библиофилом - между прочим, за нее Николай I назначил Лобанову-Ростовскому пожизненную пенсию.

Получив Дом со львами в казну, Николай I разместил там Военное министерство России, которое и находилось там без малого сто лет. В советское время в здании работала физико-математическая школа.

В 2000-х открылась новая, не менее интересная, страница истории Дома со львами. В нем со дня на день откроется, возможно, самый фешенебельный отель в Петербурге - Four Seasons. Реконструкция здания, являющегося федеральным памятником архитектуры и находящегося под защитой ЮНЕСКО, вызвала, разумеется, бурные протесты градозащитников, особенно когда инвесторы начали сносить исторические флигели, разрушать внутренние интерьеры и строить мансарды, которых не было в первоначальном варианте; но капитал победил. Зато внутренние интерьеры будущего отеля, особенно 250-метрового президентского люкса, ничем не будут уступать княжеским - тем, которые были здесь двести лет назад.