Биоэнергопластика на логопедических занятиях с дошкольниками. Использование биоэнергопластики в коррекционной работе логопеда с дошкольниками в детском саду Кыш, улетай от меня, Цокотуха

МБДОУ "Подпорожский детский сад №4 комбинированного вида"

Ни для кого не секрет, что в настоящее время растёт количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей, имеющих ТНР. И поэтому для нас, специалистов - логопедов, особую актуальность приобретает создание оптимальной системы комплексной помощи детям с ТНР в освоении программы дошкольного образования и положительной социальной адаптации к следующей возрастной ступени - школе.

Организация деятельности детей с речевыми нарушениями требует особого подхода. Часто, ни желания логопеда, ни владения методикой коррекции речи недостаточно для получения желаемого результата при коррекции недостатков речи. Поэтому, специалисты вынуждены искать наиболее эффективные пути воспитания и обучения.

Известно, что использование логопедами в работе разнообразных нетрадиционных методов и приёмов поддерживает у ребёнка познавательную активность, предотвращает утомление, и в целом, повышает эффективность логопедической работы. И одним из таких методов является биоэнергопластика.

Биоэнергопластика - это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук.

В логопедической практике существенную роль играет развитие у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать различные положения органов артикуляционного аппарата.

И применение такого метода, как биоэнергопластика, помогает специалистам развить у детей данные ощущения.

Данный метод целесообразно использовать в логопедической практике, так как развивая тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем соседние зоны, отвечающие за речь.

Исследования отечественных физиологов (Марионилла Максимовна Кольцова, Владимир Михайлович Бехтерев, Алексей Алексеевич Леонтьев) подтверждают положительное влияние тонких движений пальцев рук на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Основной принцип биоэнергопластики - это сопряжённая работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата.

Коррекционная работа с применением метода «Биоэнергопластика» вызывает интерес детей к логопедическим занятиям. При обучении детей логопед использует различные игровые персонажи, перчатки, счёт, музыкальное сопровождение, стихи, презентационные материалы.

Каждый логопед может разработать приемлемые для себя комплексы упражнений, направленных на постановку звуков разных групп с применением метода «Биоэнергопластика». Комплексы упражнений могут отличаться по сложности в зависимости от возраста детей. Также возможно использование элементов биоэнергопластики в качестве разминок, физминуток в любых видах деятельности. Предложенный метод может использоваться воспитателями в коррекционной работе.

Комплекс артикуляционной гимнастики,

направленный на постановку свистящих звуков с применением метода «Биоэнергопластика»

При выполнении упражнений дети сидят на стульчиках напротив логопеда. Руки детей разведены в стороны, согнуты в локтях. Каждое упражнение выполняется в течение 6 - 8 секунд. После выполнения каждого упражнения детям предлагается опустить руки и расслабиться.

Упражнение для языка «Бегемот» - упражнение сопровождается сжиманием и разжиманием кистей рук;

Упражнение для языка «Улыбка» - пальцы сжаты в кулак;

Упражнение для языка «Трубочка» - пальцы сомкнуты, вытянуты вперёд;

Упражнения «Улыбка» и «Трубочка» чередовать 2-3 раза.

Упражнение для языка «Лопата» - кисти рук расслаблены и опущены;

Упражнение для языка «Желобок» - кисти рук принимают форму «лодочки» (пальцы сомкнуты, немного согнуты, кончики пальцев примыкают друг к другу);

Упражнение для языка «Горка» - кисть руки принимает форму горки;

Упражнения «Желобок» и «Горка» чередовать 2-3 раза.

Аннотация: Биоэнергопластика в логопедии — что это такое, особенности использования, примеры логопедических упражнений.

Биоэнергопластика является нестандартном, инновационным методом выполнения артикуляционной гимнастики. Использование этого метода оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, эффективно ускоряет исправление дефектно произносимых звуков у детей, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Биоэнергопластика. Использование инновационных приемов при проведении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Одна из задач стоящих перед учителем – логопедом — сохранение, укрепление здоровья детей в процессе коррекции речи.

Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности от ее выполнения. Поэтому я обратилась к нестандартному методу выполнения артикуляционной гимнастики — использованию биоэнергопластики .

Что такое биоэнергопластика?

– это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук.

Термин состоит из двух слов: биоэнергия и пластика . Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека.

Суть этого метода состоит в соединении плавных движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находятся язык, нижняя челюсть или губы.

Использование этого метода оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, эффективно ускоряет исправление дефектно произносимых звуков у детей, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Необходимость подключения рук к артикуляционной гимнастике обусловленно тесной взаимосвязью мелкой, общей и артикуляционной моторики. Синхронное движение кистей рук с движениями артикуляционных органов способствует быстрому освоению ребенком правильного положения языка, губ, челюсти, активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику, ориентировку в пространстве.

Примерное планирование проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой

Примерное планирование проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой включает 7 этапов. Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

На первом этапе провожу обследование детей, которое включает в себя обследование звукопроизношения, строения и подвижности органов артикуляции, проводится общеизвестными, традиционными методами. Данные заношу в речевую карту.

В соответствии с данными подбираю комплекс артикуляционных упражнений.

На втором этапе работы детей знакомлю со строением органов речи и традиционными артикуляционными упражнениями. Гимнастику выполняем сидя перед зеркалом.

На третьем этапе происходит разучивание с ребенком артикуляционных упражнений без использования движений рук.

Артикуляционная гимнастика выполняется традиционно, перед зеркалом, вместе с ребенком. Данный процесс педагог должен сопровождать движениями своей ведущей руки. Этот прием применяется для того, чтобы ребенок привык к необычным движениям.

В течение четвертого периода выполняется артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Исходное положение - сидя перед зеркалом. Показываю упражнение и сопровождаю его движениями руки. Ребенок повторяет за мной и использует свою ведущую руку.

Взрослый должен следить за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, чтобы движения были плавными и раскрепощенными. Очень важно при выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук. Рука должна находиться на уровне солнечного сплетения параллельно полу либо параллельно согнутым ногам сидящего. При выполнении упражнений необходимо постоянно использовать счет от 1 до 4-6. Короткие стихотворные строки. Этот прием помогает выполнять гимнастику в нормальном темпе и удерживать его.

На пятом этапе выполнение артикуляционных упражнений происходит с сопровождением движений другой руки ребенка и длится 2 недели. Так как дети полностью освоили движения ведущей рукой, это значительно сокращает период освоения движений другой рукой. Артикуляционная гимнастика выполняется так же: сидя перед зеркалом. Ребенок повторяет за педагогом упражнения и использует другую руку. Педагог следит за точным и плавным выполнением движений.

На шестом этапе выполнение артикуляционной гимнастики подкрепляется движениями обеих рук ребенка. Упражнения выполняются в том же положении. Ребенок повторяет за педагогом упражнения и использует обе руки. Необходимо добиваться правильного и синхронного выполнения движений.

На заключительном эта пе педагог рассказывает сказки о Язычке или придуманных героях. В сказке артикуляционные упражнения собраны в комплекс и объединены сюжетом, ребенок слушает название выученных артикуляционных упражнений, и выполняет их в сочетании с движениями обеих кистей рук. На данном этапе возможно выполнение упражнений без опоры на зеркало, так как к этому времени дети освоили артикуляционные упражнения и могут четко ощущать положения артикуляционных органов, дифференцировать движения языка, губ, челюсти.

Каждый ребенок неповторим и своеобразен, состояние артикуляционной и пальцевой моторики, протекание мыслительных процессов у каждого индивидуально. Качество и продолжительность периодов освоения арикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будет зависеть от перечисленных выше критериев, поэтому педагог может самостоятельно подбирать упражнения, а также сокращать или продлевать этапы гимнастики в соответствии с особенностями ребенка.

В настоящее время я работаю над созданием картотеки и предлагаю вместе провести несколько упражнений Лягушка, Слоник (приложение 1, 2.)

1. Подбирать комплекс артикуляционной гимнастики, который будет включать в себя как статические, так и динамические упражнения.

2. Соблюдать последовательность выполнения упражнений, начиная с простых, постепенно переходя к выполнению сложных движении.

3. На начальном этапе артикуляционную гимнастику выполнять в медленном темпе, сидя перед зеркалом.

4. Повторять каждое упражнение от 4 до 7 раз.

5. Использовать счет от 1 до 10 или стихотворные строки. Это помогает развивать и совершенствовать чувство ритма и поддерживать размеренность выполнения упражнений.

6. Гимнастику разучивать постепенно, по мере освоения первого комплекса добавлять более сложные упражнения других комплексов.

8. При выполнении артикуляционной гимнастки с биоэнергопластикой необходимо следить за синхронностью движений губ, языка и кистей рук.

У вас наверно сложилось мнение о трудоемкости данного метода. Это не совсем так. Применять на практике данный метод может как специалист логопед так и заинтересованный воспитатель. Когда педагог вникнет в суть биоэнергопластики, непосредственно сам освоит приемы, то сможет оценить развивающую, здоровьесберегающую пользу, эмоциональную сторону и даже организационную составляющую артикуляционной гимнастики проводимой на основе предложенного метода.

Согласитесь, во время артикуляционной гимнастики детские руки все время ищут себе занятие, эмоции требуют выхода, а природа ребенка стремится к занимательности, игре. В этом помогает метод биоэнергопластики, объединяющий в себе как элементы игры, так и целенаправленного логопедического воздействия.

Приложение 1

Логопедические упражнения с использованием биоэнергопластики

«ЛЯГУШКА»

Превратили нас в лягушек — Дотянулись мы до ушек. Дотянулись, улыбнулись, А затем домой вернулись.

Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Описание:

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Обратите внимание!

1. Следите, чтобы при улыбке ребёнок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу.

2. Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Это упражнение проводим так: кладём палец на нижнюю губу, опускаем и поднимаем её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

3. Если у ребёнка возникают затруднения, надо вместе с ним пропеть звук «и»: «и-и-и» - и губы растянутся в улыбке.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения,пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз (рис. а).

На счет «один» немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх(рис. б). Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.

Приложение 2

«СЛОНИК»

Вытянул слоненок хобот. Поиграть нам предложил. Губы «хоботком» сложили, Со слоненком подружились.

Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность.

Описание:

Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Обратите внимание!

1. Следите, чтобы при выполнении упражнения не открывался рот. Зубы почти сомкнуты.

2. Если ребёнок не может вытянуть губы вперёд, предложите ему дотянуться губами до конфеты и взять её губами. Можно предложить игру «Кто сильнее?» когда ребёнок удерживает губами бинтик или чистый платочек (свернуть конусом), а вы пытаетесь вытянуть его.

План работы по самообразованию логопеда по использованию биоэнергопластики.

Просмотр содержимого документа
«Использование биоэнергопластики в логопедической работе.»

Индивидуальный план самообразования

на 2018-2019 учебный год

тема : «Использование биоэнергопластики в логопедической работе.

Нетрадиционные методы по развитию и коррекции речи»

Составила учитель-логопед

высшей квалификационной

г. Суоярви

Любой из нас пришёл на свет на этот

Творить добро, надеяться, любить.

Смеяться плакать, но при этом

Должны мы научится ГОВОРИТЬ.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут являться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.

Исходя из этого, я поставила перед собой цель: развитие координации артикуляционного аппарата и мелкой моторики пальцев рук; активизация памяти, произвольного внимания,

активизация межполушарных взаимосвязей.

Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:

1) Исследовать понятие «биоэнергопластика », определить отличия и связи с

артикуляционной гимнастикой и кинезиологией;

в коррекции речевых нарушений.

Выявить и проанализировать необходимость использования данного метода в коррекционной работе;

3) Создать условия для проведения коррекционных занятий, адаптировать

упражнения биоэнергоплатсики к индивидуальным особенностям детей со

сложными речевыми нарушениями (сложная дислалия, стертая дизартрия);

4) Привлечь воспитателей и родителей группы к работе по применению

данного метода;

5) Проанализировать результативность работы.

6) Пополнить развивающую среду кабинета.

Этапы работы:

Этап

Название

Срок выполнения

Организационно-ознакомительный

Сентябрь-ноябрь 2018г.

Основной

Заключительный

Апрель - май 2019г.

Методы:

    Поисковый;

    Исследовательский;

    контроля и самоконтроля;

    репродуктивный.

Предмет: Процесс коррекции артикуляционной моторики с элементами биоэнергопластики у старших дошкольников в группах «Звездочки», «Барбарики» и «Дельфинчики»

Объект: артикуляционный аппарат у детей.

Проблемы

Результат

Форма отчетности

Срок выполнения

Организационно- ознакомительный

Сентябрь-ноябрь 2018г.

Изучение методик артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики в соответствии с ФГОС

Влияние артикуляционной

Гимнастики с биоэнергопластикой

на развитие и коррекцию речи

1. Изучение научно-методической литературы:

Теоретические статьи

Статьи практического характера, опыт работы других учителей-логопедов.

2. Изучение нормативно-правовой базы:

Конспектирование теоретического материала, накопление статей практического характера.

Подбор материалов для работы в ДОУ по ФГОС

Сентябрь 2015г.

Основной

Ноябрь - апрель 2018-2019гг.

Повышение уровня теоретических и практических знаний по организации использования методики артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой

Обобщение материала по использованию методик артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой

Разучивание арт. гимнастики;

Самостоятельная деятельность детей;

Выполнение арт. гимнастики на занятиях

1. Изучение и систематизация материала по использованию методик артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой:

Конспектирование статей, переработка материала, накопление теоретического и практического материала.

2. Изучение методик и направлений по проведению артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой:

Разучивание гимнастики;

Усвоение навыков движения арт. аппарата и руки

Самостоятельная деятельность детей.

1. Проведение практикума для воспитателей "Методика проведения артикуляционной гимнастики".

2. Оформление папки -передвижки "Артикуляционная гимнастика".

3. Изготовление памятки для родителей "Комплексы артикуляционной гимнастики"

4. Оформление картотеки артикуляционной гимнастики.

5. Мастер-класс для родителей "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях".

6. Изготовление и пополнение наглядного материала по данной теме.

7. Показ открытого занятия на родительском собрании с применением артикуляционной гимнастики и биоэнергопластики

Сентябрь 2015г.

Октябрь 2015г.

Ноябрь 2015г.

Декабрь 2016г.

Февраль 2016г.

В течении 2015-2016 учебного года

Апрель 2016г.

Заключительный

Обобщение опыта по теме самообразования

2. Составление презентации " Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой"

2. Презентация гимнастики

Литература:


1.Бушлякова Р.Г. « Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой»
Санкт – Петербург «Детство – Пресс», 2011

2.БуденнаяТ.В. Логопедическая гимнастика, СП.,2009

3.Коноваленко С.В., Кременецкая М.И.Развитие психофизической базы речи у детей
с нарушениями в развитии
4.Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. М, 2011
5. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи;
6. Нищева Н.В» Картинки и тексты для автоматизации звуков разных групп»;
Тетради – тренажеры «С –Ш – З – Ж»; « Л, Л мягкий»
« Р, Р мягкий» для автоматизации и произношения звуков
изд – во « Детство – Пресс», 2016
7.Сековец Л.С. «Изучение особенностей психофизического развития в системе дошкольных и школьных образовательных учреждений» Н.Н,2009 год
8. Степанова Е. Л. « Стихи для автоматизации звуков у детей 4 – 6 лет
(речевой материал для работы с дошкольниками
с нарушением звукопроизношения –
свистящие, шипящие, сонорные), изд – во «Гном» 2014

9.Цвынтарный В.В.Играем пальчиками и развиваем речь. СПб,1997
10.ЧетверушкинаН.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений
для детей 5 – 7 лет - М Гном, 2001

11. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. – М., 1999.

Ведель Юлия Викторовна,

учитель -логопед

Муниципальное дошкольное

общеобразовательное учреждение

детский сад комбинированного

вида №5 «Солнышко»

г. Малоярославец

В соответствии с законом РФ «Об образовании» (ст.2; 51) государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

За последние годы резко возросло количество детей, страдающих хроническими заболеваниями. В сложившихся условиях педагогическая деятельность должна быть направлена на сбережение и укрепление здоровья детей.

Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровьесберегающие технологии в логопедии:

Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика,зрительная гимнастика, развитие общей моторики (логоритмика, физминутки), развитие мелкой моторики (пальчиковые гимнастики, шнуровки, штриховки и пр.), Су-джок терапия, массаж и самомассаж, биоэнергопластика.

Принципы здоровьесбережения:

Принцип «Не навреди!»;

Принцип непрерывности;

Принцип комплексного подхода;

Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей;

Принцип систематичности и последовательности;

Принцип всестороннего и гармоничного развития личности.

Биоэнергопластика – это совместное взаимодействие руки и языка. По данным исследований – движения тела, совместные движения рук и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Использование известных приёмов:

Лабиринты, пальцеходы, узловки, шнуровки, счётные палочки, природный материал и пр.

Данные приёмы используются для автоматизации звуков. Проговаривая устное задание логопеда, ребёнок может проводить пальчиком по лабиринту, перебирать узелки на шнурке, выкладывать по порядку счётные палочки, раскладывать камешки, ракушки и пр.

Разработка авторских пособий. Несмотря на многообразие пособий, всегда хочется найти, сотворить что-нибудь новое, а следовательно интересное для детей. В своей работе я стараюсь активно внедрять авторские пособия, собственноручно выполненные и неоднократно применимые на занятиях с детьми.

Одно из главных преимуществ применения приёмов биоэнергопластики при автоматизации – это то, что ребёнок, стараясь правильно и точно выполнять движения рук учится произносить поставленные звуки в свободной спонтанной речи.

Заинтересовавшись темой «Биоэнергопластика», я сделала следующие пособия:

-«Конфеты» (на твёрдой основе крепится поролон, обтянутый мягким флисом с нашитыми пуговицами) Пособие используется для автоматизации поставленных звуков. Ребёнок стараясь одним пальчиком как можно сильнее прижать пуговицу, пятикратно проговаривает предложенный звук, слог или слово.

-«Счёты» (на твёрдой основе натягивается шнурок с 5-ю цилиндрами от колпачков фломастеров) Также я использую это пособие для автоматизации. Принцип тот же, толь ко в данном случае, пальчиком ребёнок передвигает подвижные элементы.

-«Мостик», «Пианино», «Кочки» и т.п.(на плотном картоне закрепляем картинки, обклеиваем прозрачным скотчем, сверху из поролона или потолочной плитки вырезаем и

приклеиваем необходимые объёмные фигуры) Пособия также предназначены для автоматизации звуков.

«Весёлая клавиатура». Идея этого пособия заимствована из интернета, но немного адаптирована к более общему применению. В своей клавиатуре я использовала различные фигуры, что позволяет многократно менять задания. Здесь представлены круги, квадраты, треугольники основных цветов; 5 смайликов; отдел с цифрами и символами. Можно при автоматизации предлагать детям следующие задания: нажимай только квадраты, нажимай только красные фигуры, нажми только кнопки с улыбками; нажми цифры по порядку. При этом проговариваем и закрепляем поставленные звуки, а также закрепляем знания цветов, геометрических фигур, цифр.

Работа с родителями. В своей работе я стараюсь поддерживать взаимосвязь с родителями, проводя как общие, так и индивидуальные консультации. Пытаюсь вовлечь родителей в совместный коррекционный процесс, наглядно объясняю, показываю, например, какие тренажёры можно сделать своими руками и как ими правильно пользоваться. Заинтересованные в успехе своих детей мамы, бабушки с удовольствием участвуют в таких встречах – практикумах.

Использование приёмов биоэнергопластики в артикуляционной гимнастике.

Совместные движения рук и языка позволяют более чётко и точно выполнять артикуляционные упражнения. Стоит отметить одно важное условие – само упражнение должно быть заранее отработано изолированно, а затем введено в артикуляционный комплекс. В дальнейшем, дети уже без устной инструкции, только по показу руками могут воспроизвести известные им упражнения. Причём варианты показа упражнений могут быть различны. Опираясь на собственный опыт, я нашла для себя оптимальные движения. Например, для упражнения «Бегемотики» удобно закрывая рот показывать крепко сжатый кулачок, а широко открывая ротик – показывать раскрытую ладонь.

При выполнении артикуляционных упражнений, требующих сопровождения под счёт 1-2, таких как например, «футбол» (поочерёдное надувание щёк) удобно поочерёдно отстукивать счёт ладошками. При выполнении упражнения «лягушата» (улыбка – исходное положение) можно помогать движениями рук – на улыбочку мы разводим руки в стороны, а на исходное положение – сводим руки перед собой. Выполняя упражнение «качели» удобно правой рукой показывать маятниковые движения влево-вправо. Чем хороша эта система, это тем, что любой педагог сможет подобрать оптимальные движения для сопровождения артикуляционной гимнастики. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Что в свою очередь позволяет нам достичь определённых положительных результатов в коррекционном процессе. Стоит отметить ещё один немаловажный «плюс». Данная методика позволяет логопеду избежать повторения многократных устных инструкций. Это снижает нагрузку на голосовые связки и артикуляционный аппарат, тем самым помогая сберечь здоровье самого педагога.

В заключение хочется отметить, что применение метода биоэнергопластики открывает большие перспективы в достижении целей логопедической работы. А также расширяет возможности проявления творчества педагога.

«Движенья рук – как взмах крыла,

Без них полёт не состоится…

Желаю счастья и добра!

И лучшее ещё случится!»

Инновационные методы в работе с детьми в речевом развитии дошкольников.

Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Всё более востребованным становится поиск эффективных психолого-педагогических методов и приемов работы, направленных на развитие дошкольника с учетом его индивидуальных потребностей и возможностей. Особого внимания требует к себе решение проблемы развития детей с ограниченными возможностями здоровья

В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков М.М. Кольцовой, Е.И. Исениной отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности у него пальцевой моторики.

Доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Кроме того игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают у ребенка умение подражать взрослому. Пальчиковые игры способствуют развитию памяти ребенка, так как он учиться запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у малыша развивается воображение и фантазия, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Оценив, какое положительное воздействие оказывают аква-гимнастика, биоэнергопластика, кинезиологические упражнения на развитие ребёнка, их стали применять в психологии и в логопедической практике, в качестве коррекции недостатков речевого развития у детей.

Аква - гимнастика для пальчиков и рук – это занимательные игры в воде.

Вода – одно из первых веществ, с которым дети начинают играть и экспериментировать.

Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. В аква-гимнастике соединили это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей. Время занятий, начиная от 5-7 минут, постепенно доводят до 20 минут. Ребёнок ощущает приятное массирующее воздействие тёплой воды, испытывает чувство психологического комфорта, расслабляет физически и психически. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание, прекрасно укрепляют нервную систему, снимает напряжение, оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие, происходит постепенное закаливание ребёнка. В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития.

«Пальчиковые игры и игры в воде» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игровые тренажеры и упражнения подбираются и используются на занятиях в соответствии с лексической темой. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо» , «влево» , «вверх» ,«вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - кубиками, мелкими предметами и т. д.

Пальчиковые упражнения в воде должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.

Игра «Медуза»

Исходное положение (И.П.) – кисти рук под водой, пальцы собраны вместе. Раскрываем кисть и опять закрываем в И.П.

Игра «Морская звезда»

И.П. – кисти лежат на дне ванны, пальцы разведены в стороны. В хаотичном порядке поднимаем пальцы вверх, не отрывая ладонь от поверхности ванны.

Игра «Рыбка»

И.П. – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьём кистями по воде.

Рыбки-малютки

По морю плывут,

Скачут, резвятся и хвостиком бьют.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

На первом занятии дети знакомятся с упражнением для губ, языка или челюсти по стандартной методике, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Рука ребенка в упражнение не вовлекается. При этом педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки.

На третьем-четвертом занятии и у детей подключается к артикуляции движение сначала одной кисти ведущей руки. Дети с доминантной правой рукой работают правой кистью, леворукие дети – левой. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Такая пальцево-речевая гимнастика продолжается весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками логопед или воспитатель продолжают давать четкий образец движения.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.

Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:

Упражнение “Часики” сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.

“Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

“Утюжок” - сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от себя, четыре сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед - назад и влево - вправо.

“Футбол” - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.

Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:

“Улыбка” - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.

“Хоботок” - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

“Жало”, “Змейка” - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.

“Лопаточка” - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.

“Чашечка” - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”.

“Парус” - сомкнутая ладонь поднята вверх.

“Горка” - согнутая ладонь опущена.

Элеменеты биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта методами кинезиологии . Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергоплатики, поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшаются внимание, память, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Название “кинезиология” происходит от греческого слова “кинезис” (kinesis), что означает “движение”. Греческое же происхождение имеет и слово “логос” (logos), которое обычно переводят как “наука”. Таким образом, кинезиология- научная и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности ребенка или корректировать проблемы в различных областях психики. Поэтому коррекционная, развивающая и формирующая работа должна быть направлена «снизу вверх» от движения к мышлению, а не наоборот.

Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.

Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы. Упражнения дают немедленный и кумулятивный эффект.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо соблюдение следующих условий:

    Кинезиологическая гимнастика проводятся утром, длительностью 5-15 мин.;

    Упражнения выполняются в доброжелательной обстановке;

    Кинезиологическая гимнастика проводится систематично, без пропусков;

    От детей требуется точное выполнение движений и приемов;

    Упражнения проводятся по специальным комплексам, длительностью 2 недели.

Сейчас немного поподробнее хочу остановиться на кинезиологических упражнениях, способствующих развитию мелкой моторики. В результате чего улучшается межполушарное взаимодействие, стимулируется работа головного мозга, развивается речь, активизируется словарь, развивается воображение, мышление.

Кинезиологическое упражнение «Лягушка» (Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе)

Речевое сопровождение:

Лягушка хочет в пруд,

Лягушке скучно тут,

А пруд зарос травой,

Зеленой и густой.

Кинезиологическое упражнение «Здравствуй» ( Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)

Речевое сопровождение:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю -

Всех я вас приветствую!

Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос» (Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот»)

Речевое сопровождение:

Села на нос мне, на правое ухо –

Лезет назойливо черная муха.

Снова на нос, но на левое ухо-

Кыш, улетай от меня, Цокотуха!

Подводя итог, следует отметить, что регулярное выполнение комплексов упражнений кинезиологической гимнастики, аква-гимнастики, биоэнергопластики способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий. Оказывают положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи.

Спасибо за внимание!!!

Психолог: Ховалко Г.П.