Выступление на родительском собрании «Экстремальные увлечения молодежи — искусство или игры ценою в жизнь? Руфинг и зацепинг. Экстремальные увлечения молодежи

Думаешь, что громко кричать, отбивая теннисный мяч - это и есть экстрим? А попробуй выпрыгнуть из самолета в вингсьюте - крылатом тканевом костюме, а потом приземлиться без использования парашюта. Или с небоскреба, но так, чтобы времени для раскрытия парашюта хватало едва-едва. Вот где реальный адреналин. Для большинства людей мероприятия, описываемые ниже, кажутся полным безумием, но тот, кто хотя бы раз попробовал, подтвердит - только в такие моменты ты чувствуешь себя хозяином судьбы .

Хотя есть одно обстоятельство. Если хочешь попробовать что-то из предложенных безумств - готовь кошелек. Подобные развлечения являются самыми дорогими хобби в мире , и даже только на подготовку, обучение и оборудование придется потратить не одну сотню долларов. Если вы предпочитаете традиционные развлечения экстремальным, смело отправляйтесь в лучшие Диснейленды в мире . Любителям ночной жизни и зрелищных ощущений придутся по вкусу самые дорогие и богатые ночные клубы в мире , где развлечениям нет конца.

10. Банджи-джампинг: $150-420/ прыжок


Если хочется почувствовать, что такое адреналиновый драйв, отправляйтесь на банджи-джампинг. Прыжок вниз с нереальной высоты . Человека держит только эластичный трос, который будет пружинить до полной остановки. Таким образом, даже после падения вы будете некоторое время продолжать беспомощно подпрыгивать в воздухе. Объектами для прыжков выбираются не только башни и высотные здания, но и движущие средства, например, вертолет или воздушный шар.

Цена удовольствие варьируется от $150 до $450 - стоимость возможности спрыгнуть со знаменитого моста в Шибенике, в Хорватии. Для прыжка не нужно покупать дополнительное оборудование. Все необходимое предоставляет оператор. Имейте в виду, к подобным прыжкам может развиться привыкание.

9. Хели-скиинг: $800-1 200/поездка


Хелли-скиинг - особое направление горнолыжного спорта , подходит для тех, кому обычный склон кажется детской песочницей. В поисках адреналина приверженцы хели-скиллинга поднимаются при помощи вертолетов на заранее намеченные горные вершины, а потом скользят вниз по нетронутым, белоснежным склонам. В мире действует всего несколько компаний, предлагающих вертолетные прогулки среди горных вершин . Данный вид спорта крайне опасен, так как никогда заранее не известно, что тебя ждет на склоне, какова поверхность, какие погодные условия в том районе, не подведет ли снаряжение.

8. Сплав по реке, рафтинг: $1 400/поездка


Довольно сложный и требующий определенной физической подготовки вид спорта - сплав по бурным рекам на надувной лодке . На протяжении

  • путешествия вас будет ожидать немало сюрпризов:
  • подводные водовороты,
  • камни,
  • неожиданные водопады,
  • резкие повороты,
  • сильные течения.

Все это несет в себе большой риск переломов и травм. Чтобы остаться в живых и прибыть к месту назначения целым и невредимым, необходимо специальное обучение. Высококлассный сплав обойдется как минимум в $1 000, плюс порядка $400 нужно будет потратить на оборудование и защитное снаряжение. Для новичков можно найти варианты и подешевле, с более безопасными условиями спуска. Полдня рафтинга будет стоить около $130, а полный день - $200.

7. Бейсджампинг: $1 700-2 000/прыжок


Данный вид развлечений не только чрезвычайно опасен, в ряде стран он официально запрещен . Для старта выбирается площадка на участке скалы или здания, расположенная примерно на 600-метровой высоте. Отсюда смельчаки спрыгивают вниз, вооружившись парашютами. Данная высота предполагает, что у вас есть всего несколько секунд для раскрытия парашюта и избежания удара о землю.

Взрыв адреналина гарантирован. Для бейсджампинга требуется парашют, отличный от классического. Его стоимость может доходить до $1 500. Костюм и шлем обойдется примерно в $500. Не стоит забывать и про затраты на возможность добраться до самых интересных площадок мира, а это немалые транспортные расходы.

6. Скалолазание: $600-2 000/поездка и оборудование


Скалолазание представляет собой покорение гор, опираясь на свои силы и оборудование для страховки . Но особые безумцы предпочитают оставлять страховку дома и отправляются в путь, вооружившись только специальными ботинками и мешком с мелом. Одна маленькая ошибка, и уже ничто не сможет предотвратить падение. Основное оборудование:

  • альпинистские ботинки,
  • веревки и тросы,
  • провода,
  • шлем,
  • сумка с мелом.

Общая стоимость может составить около 35 тысяч рублей. Немалую долю занимают транспортные расходы. Покорение горных вершин во всех точках планеты - занятие не дешевое.


Данный вид спорта предполагает прыжок из летящего транспортного средства - самолета или вертолета. Некоторое время, до раскрытия парашюта, вы будете находиться в свободном полете, а затем плавно, в течение нескольких минут, опуститесь на землю.

Полный комплект необходимого оборудования, включающий в себя:

  • контейнер,
  • главный купол,
  • резервный навес,
  • шлем,
  • высотомер,
  • другое защитное снаряжение,

может составить около $5 000. Стоимость прыжка варьируется в зависимости от страны и компании, обеспечивающей прыжки. Для новичков предлагаются тандемные полеты, а также обучение в специальных школах.

4. Полёты в вингсьюте: $2 000-5 000/прыжок и экипировка


Если вы когда-нибудь мечтали почувствовать себя птицей, парящей в небе, вы можете это осуществить, совершив незабываемый полет в вингсьюте - специальном комбинезоне, оснащенном перепонками из ткани в пространстве между руками и ногами и между ног, имитирующем крылья и хвост летящей птицы, и позволяющем человеку парить в воздухе .

Комплект вингсьют также включает в себя парашют, раскрываемый на достаточном приближении к поверхности земли. Некоторые осмеливаются прыгать, не раскрывая парашют. Для полетов крайне важно приобрести надежный костюм самого высокого качества. Его стоимость составляет примерно $1 500 и $2 000-5 000- стоимость парашюта. Прыжки осуществляются как с самолетов, так и со стационарных площадок. Подъем на самолете оплачивается дополнительно.

3. Скайсёрфинг: $200-400/прыжок, $6 000- оборудование


Скайсерфинг - одно из направлений скайдайвинга, с той лишь разницей, что до раскрытия парашюта вы напоминаете сноубордиста, мчащегося по воздуху . Скайборд позволяет выполнять в полете практически любые акробатические трюки. Стоимость "воздушной доски " для начинающих составляет $400, а крутые борды профессионалов могут достигать и $1 500. Не забываем цену парашюта, около $5 000, а также стоимость самого прыжка.

2. Дайвинг в подводных пещерах: $9 000/оборудование


Это самый опасный вид подводного плавания, и лишь немногие отваживаются им заниматься из-за высокой стоимости и сложного уровня требуемой подготовки. Все стандартное оборудование, используемое дайверами, просто бесполезно. Так как проблемы, с которыми можно столкнуться при погружении в пещеры, абсолютно иные:

  • отказ в освещении,
  • переохлаждение,
  • разного рода травмы.

Если вы решили заняться этим видом спорта, приготовьтесь потратить около $9 000 на экипировку, не говоря уже о стоимости проезда к месту погружения и самого погружения.

1. Высотный альпинизм: $100 000-120 000


С момента покорения Эвереста прошло уже более 50 лет, а число смельчаков, желающих повторить восхождение, не уменьшается. Цена, которую необходимо заплатить за то, чтобы вступить на высочайшие мировые вершины, может свести с ума. Для экспедиции необходимо специальное оборудование, без которого альпинисту не выжить и несколько часов .

Для поддержания жизнедеятельности необходимо оплатить пребывание подготовленного комплекса. Экипировка обойдется в сумму $8 000-15 000. А еще кислородные баки стоимостью $30 000, $10 000 - на зубчатую тяговую перевозку, $30 000 - на сопровождающего и $10 000-15 000 - на помощника сопровождающего, а лучше на двух.

Приятного путешествия!

Тема: «Поведение в экстремальных ситуациях»

Цель:

Учить вызывать экстренные службы спасения по телефону.

учить принимать решения в экстремальных ситуациях.

формировать привычку всегда быть внимательным при играх и прогулках.

ознакомление школьников с элементарными правилами оказания первой помощи при несчастных случаях.

Задачи:

Образовательные: формировать представление у учащихся о том, что мы называем экстремальной ситуацией и где она может возникнуть.

Коррекционные: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать; формировать навыки работы с опорным конспектом, продолжать развивать умение работать с иллюстрациями.

Воспитательные: подчеркнуть, что принятое рациональное решение способствует предупреждению поступков разрушающих здоровье, воспитание бережного отношения к собственному здоровью, воспитание правовой культуры школьников и навыков выживания в экстремальных ситуациях.

Оборудование: Цветные карандаши, рабочая тетрадь, иллюстрации, карточки с сюжетными картинками, игрушечный телефон, плакаты, памятки для учащихся, слайды.

Ход занятия

I . Организационный момент.

II . Водная часть.

Воспитатель беседует с детьми о том, что человек иногда попадает в экстремальные ситуации. Главное в такой момент – не испугаться, не растеряться и принять правильное решение. Но случается и такое, что человек сам создает такие ситуации из-за невнимательности, неправильного обращения с окружающими предметами. Дети вспоминают о том, что люди попадают в различные экстремальные ситуации. В этих ситуациях можно вести себя по-разному, но выбранный вариант поведения должен быть ориентирован на сохранения здоровья.

III . Основная часть урока.

Сообщается цель урока. Обучающиеся объясняют, что такое в их понимании экстремальная ситуация, и приводят примеры. Воспитатель записывает варианты ответов на доске. К каждой записанной на доске экстремальной ситуации подбирается вариант поведения. В ходе обобщения приходят к выводу, что в сложных и трудных обстоятельствах можно, либо постараться выйти из ситуации, либо принимать меры по само спасению.

Окружающее человека пространство можно условно разделить на открытое (река, улица, поле и т. д.), закрытое (школа, дом и т.д.) и замкнутое (лифт, подвал, закрытая комната и т.д.). В открытом пространстве можно обратиться за помощью, пытается самому выйти из ситуации или предпринимать действия по само спасении, то же и в закрытом. В замкнутом же пространстве остается два варианта поведения: звать на помощь или самому принимать меры по спасению.

Ребята, сегодня мне хотелось бы предложить вам несколько советов и памяток о безопасности жизнедеятельности.

В жизни человека может произойти несчастье, и всегда ему на помощь приходят службы спасения. Давайте назовем их вместе.

При пожаре это ….(пожарные).

При тяжелом заболевании это… (врачи)

Чтобы задержать хулигана и обезвредить преступника это… (полицейские)

Если ты оказался дома без родителей, никому чужому или малознакомому без родителей дверь не открывай, как бы ни представлялся незнакомец;

Если пытаются открыть входную дверь, вызывай полицию по телефону «02», точно укажи адрес, а затем с балкона или с окна зови на помощь соседей или прохожих;

Не входи сразу в подъезд многоэтажного дома, если перед тобой туда вошел одинокий мужчина или молодой парень;

– Не садись к незнакомым или мало знакомым лицам в автомобиль, даже если очень хочется покататься.

Избегать в темное время суток улиц и переулков с плохим или слабым освещением, не ходить домой короткими, но опасными, особенно пролегающими через лесопарковую зону, дорогами, дабы сократить путь до дома, так как это очень удобное место для преступников;

Не доверяйте случайным знакомым;

Если чувствуешь, что тебя преследует незнакомый человек, зайди в ближайший магазин, любое людное место или попроси взрослого прохожего проводить до дома;

Как правильно вызывать пожарную службу?

Что и в какой последовательности надо называть:

что горит;

номер подъезда;

код (для входа в подъезд);

сколько этажей в здании;

есть ли опасность для людей.

Если возгорание произошло в квартире, при этом необходимо помнить:

1) выделяющийся дым очень опасен, он содержит ядовитые вещества от него нельзя защититься, даже если дышать через сырую тряпку;

2) даже при успешном тушении не теряйте из виду путь к своему отступлению, внимательно следите за тем, чтобы выход оставался свободным и незадымлённым;

3) если на вас загорелась одежда: нельзя бежать, это лишь усилит горение, надо быстро сбросить воспламенившуюся одежду, а если это не удалось, следует упасть и кататься по полу (земле), сбивая пламя.

Задание: Рассмотри фрагмент картинки о пожаре. Расскажи, что здесь изображено. Опиши одежду пожарных. Какая это одежда? Как ты думаешь, из какого материала ее изготавливают?

(Из специального – огнеупорного, защищающего тело человека от огня.) А как называется головной убор пожарного? (Каска.)

Как можно потушить горящий электроприбор?

отключить электроэнергию, накинуть на него одеяло, покрывало, чтобы прекратить доступ воздуха.

нельзя тушить водой аппаратуру, включенную в электросеть!

небольшое пламя на обесточенном телевизоре можно залить водой, но при этом надо находиться сзади или сбоку от телевизора во избежание травм при возможном взрыве кинескопа.

при возгорании масла на сковородке необходимо сразу же плотно закрыть сковородку крышкой или выключить плиту.

На доске написаны правила оказания первой помощи.

Первая помощь при травмах:

Вывихи – смещение суставных концов костей.

Симптомы – боль в конечности, невозможность движений в суставе;

Помощь :

холод на область поврежденного сустава;

обезболивающие средства (анальгин);

создать неподвижность конечности;

доставить пострадавшего в лечебное учреждение.

Перелом (открытый, закрытый) – повреждение кости нарушением ее целости.

Симптомы - резкая боль, невозможность движения в конечности, появление отечности, нарушение ее формы и длины;

Помощь:

наложить шину (подручный материал);

борьба с шоком или предупреждение его;

доставить пострадавшего в лечебное учреждение;

Ушиб – механическое повреждение мягких тканей без нарушения целости кожи.

Симптомы – боль, опухоль на месте повреждения, возможен кровоподтек (синяк).

Помощь:

холод (лед, холодная вода);

покой поврежденной части;

при сильном ушибе – доставить пострадавшего в больницу;

Из-за внезапности травм люди часто теряются, пугаются или действуют неумело. Но если вовремя и правильно оказать медицинскую помощь, то можно избежать серьезного ухудшения здоровья и даже гибели человека. Если ты поранился или тебя укусило животное и из раны течет кровь, не надо пугаться, плакать, впадать в панику. Необходимо быстро обработать края раны йодом или зеленкой. Саму ранку йодом смазывать нельзя. Чтобы грязь и микробы не попали в обработанную ранку, а так же чтобы рана меньше болела, ее нужно прикрыть, забинтовать или заклеить бактерицидным лейкопластырем. Затем как можно скорее обратиться в травм пункт к врачу.

При падении или внезапном сильном ударе человек может сломать кость.

Такая травма называется переломом.

Если осколки кости прорвали кожу и видны из кровоточащей раны, то такой перелом называется открытым. В этом случае нужно попытаться остановить кровотечение и обработать края раны. Чаще перелом бывает закрытым. При этом осколки не видны, но поврежденная нога или рука сильно болит, быстро отекает – и на месте перелома возникает бугор. Нужно

Позвать на помощь взрослых.

Обеспечить покой поврежденной конечности, чтобы обломки кости не могли двигаться и вызывать боль.

Наложить шину или ровную дощечку – на поврежденные места так, чтобы их середина была на месте перелома.

Затем обернуть место перелома чем – ни будь мягким.

Обязательно вызвать скорую помощь и показать пострадавшего врачу.

При растяжение связок

При оказании первой медицинской помощи необходимо обеспечить покой и приложить холод к поврежденному месту. На ногу следует наложить шину, а руку зафиксировать с помощью косынки или прибинтовать к туловищу. После этого пострадавшего следует доставить к врачу.

ОПРОС

Какие модели поведения в экстремальных ситуациях вы знаете?

(Звать на помощь, стараться выйти из ситуации, принимать меры по само спасению)

Если вы потерялись на улице, к кому можно обратиться за помощью?

(К полицейскому).

Назовите номер телефона пожарной команды, полиции, «скорой помощи», аварийной газовой службы?

(01, 02, 03, 04)

Как определить место купания на водоемах?

(По указательному знаку.)

Вы не умеете плавать. Можно ли лежать на надувном матрасе на воде? Почему?

(Нельзя, потому что течение вас может отнести далеко от берега, матрас может в любой момент спуститься.)

Чем обрабатывается поверхностный укус собаки?

(Теплой мыльной водой, дезинфицирующими средствами, накладывается чистая повязка.)

Ты возвращаешься домой один, в подъезде у лифта встречаешь незнакомого человека. Он предлагает подняться с ним. Твои действия?

(Вежливо отказать.)

Ты идешь по улице без взрослых и видишь, что тебя преследует незнакомый человек. Куда ты можешь побежать?

(Домой, в дом друга, в школу, зайди в ближайший магазин).

Чем помочь человеку, на котором загорелась одежда?

(Накрыть его одеялом или чем-либо подобным, чтобы прекратить доступ кислорода, и продолжать его катать).

Почему от дыма погибает больше людей, чем от огня?

(Дым содержит ядовитые вещества.)

IV . Физкультминутка

V . Подведение итогов

Что нового узнали на уроке?

Что, на ваш взгляд, самое трудное в данных ситуациях?

Что было самым интересным?

К экстремальному поведению относятся поездки снаружи метро, электричек и поездов, неформальные передвижения по высотным точкам зданий, исследование искусственных подземных сооружений в познавательных либо развлекательных целях и другие.

Перечисленные формы опасны и требуют особого внимания со стороны как исследователей, так и практиков (педагогов, психологов, сотрудников социальных и образовательных учреждений) и родителей

Экстремальные формы поведения подростков: зацепинг, трейнсерфинг.

Подростковый возраст требует романтики и героизма и еще он требует моральных правил, на которые мог бы ориентироваться, которые мог бы выполнять и против которых мог бы бунтовать. И на этом фоне активно и целенаправленно действуют различные группировки. Все они предлагают то, в чем нуждаются подростки: какую-то идею, которая кажется ему высшей, внутригрупповую мораль, которая берет на себя функции нравственного закона, организацию, принадлежность к которой в этом возрасте удовлетворяет базальную потребность в защите значительно выше, чем какая-нибудь случайная группа, возможность внутри группы реализовать потребность в интимно-личностном общении и стремление к длительным эмоциональным контактам (иметь друзей), возможность к самореализации и самоутверждению путем выполнения значимых для группы действий, наличием жесткой иерархии, позволяющей члену группы чувствовать себя защищенным и свободным от ответственности за себя и свои поступки.

Итак, одной из базовых потребностей подросткового возраста является стремление группироваться со сверстниками для общения и совместной деятельности. Удовлетворяя ее, подростки объединяются в неформальные группы, принадлежность к которым - практически обязательный элемент процесса социализации в этом возрасте. Именно входя в ту или иную группу сверстников, подросток имеет возможность осваивать модели межличностного общения, «примерять» на себя разнообразные социальные роли.

Для подросткового возраста также характерна так называемая реакция эмансипации. Коротко этот феномен можно охарактеризовать как мощное стремление к автономности, отдалению от семьи и взрослых, к избавлению от опеки. Подобную свободу или ее иллюзию дает улица .

На первом плане среди референтно значимых людей всегда оказываются сверстники, друзья, подруги, а родители часто занимают самое последнее место, даже после учителей. Эта обычная возрастная тенденция перерастает в серьезную проблему для тех детей, которые не имеют нормальных семейных отношений и заботливых родителей.

Поэтому практически все безнадзорные дети и подростки входят в состав асоциальных и антисоциальных групп. Это связано в первую очередь с тем, что для подростка «группы риска» неформальная среда общения очень часто является единственной сферой социализации. Нередко, имея сложные взаимоотношения в семье, не посещая учебное и какое-либо досуговое учреждение, подросток вынужден примыкать к тому или иному объединению, автоматически принимая систему его норм и ценностей, которая не всегда оказывается социально положительной.

Кроме этого, среди причин, способствующих участию подростков в неформальных группах, прежде всего, необходимо отметить неблагополучие в семейных отношениях, плохую организацию досуга, разочарование в идеалах взрослых, социальную несправедливость. Также причины участия подростков в неформальных молодежных объединениях кроются в низкой успеваемости и отчужденности от классного коллектива, в потребности в эмоциональной разрядке, в недостатке внимания к подросткам в семьях, в безнадзорности, вызывающей чувство одиночества и беззащитности.

. Современный экстремальный досуг несовершеннолетних.

Одной из главных характеристик подросткового возраста является вхождение в социальную жизнь,

Подросток начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь. Этот процесс нередко проявляется в форме девиантного (экстремального ) поведения.

Экстремальное поведение подростков имеет ряд причин:

  • занятость родителей и неумение наладить контакты со своими детьми, организовать совместную деятельность;
  • слабая организация сети клубов, кружков, спортивных секций, отсутствие заботы о вовлечении и закреплении в них подростков;
  • неэффективность досуговой системы;
  • бесконтрольное развитие референтных групп: зацеперов, руферов, диггеров и т.д., которые объединяются в сообщества, используя Интернет, и пополняют свои ряды несовершеннолетними экстремалами. В основном эти группы формируются из несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (Рубцова, 2013).

Экстремальное поведение поведение подростка может иметь формы зацепинга или трейнсерфинга.

Зацепинг, или трейнсерфинг (от англ. Train surfing), - езда на крыше транспортных составов (электрички, метро, автобуса), между или под вагонами. Зацепинг - это социально опасное явление, схожее с мелким хулиганством, одно из проявлений девиантного поведения молодежи. В современных условиях зацепинг влияет на процесс социализации, формирование «Образа Я» достаточно большого числа молодежи.

Зацепинг - это молодежное увлечение со своими традициями, негласными правилами этики, языком общения.

Многочисленные группы трейнсёрферов общаются в Интернете, создают сообщества (ВКонтакте несколько десятков групп зацеперов по различным направлениям следования поездов российской железной дороги; там же обсуждают модели поездов, время и место сбора зацеперов, участники предупреждают друг друга о дежурящих на станциях полицейских или антизацеперах, а также делятся видео своих удачных «зацепов»; здесь же выкладывают видео и фото несчастных случаев с циничными комментариями о том, что гибнут только «непрофессионалы», происходит «естественный отбор»).

Сами молодые люди, согласно опросам и мнениям на форуме, рассматривают зацепинг как возможность доказать окружающим, что они могут сделать больше, чем простые люди (пройти путь героя), найти новые ощущения в одном из экстремальных видов спорта (называя его «экстримом для бедных»).

По их мнению зацепинг обеспечивает:

  • получение удовольствия от скорости и процесса езды;
  • расширенный обзор окружающей местности;
  • возможность проехать с относительным комфортом при переполненности вагона;
  • возможность сэкономить на оплате проезда;
  • возможность осуществлять посадку и высадку на ходу поезда при движении с небольшой скоростью, что позволяет успеть на отправляющийся поезд или покинуть его до полной остановки;
  • возможность осуществлять проезд на поезде, не осуществляющем перевозку пассажиров (на товарном, почтовом или служебном поезде, на одиночном локомотиве, на пассажирском поезде, совершающем служебный рейс и т. д.);
  • повышение общей мобильности при перемещении по поезду (то есть возможность попасть в вагон с внешней стороны тогда, когда в него сложно попасть через двери, например, из-за сильной переполненности поезда, наличия закрытых дверей в межвагонных переходах и т. д.) и возможность проникнуть в вагон или из него нестандартными способами (через окно, межвагонную резину и т.д.);
  • по мнению ряда трейнсёрферов, навык проезда снаружи поездов способствует развитию общей физической и ментальной подготовки и может сыграть роль при спасении в экстренной ситуации.

Стремление подростков самовыражаться в процессе жизнедеятельности любым, в том числе необычным способом, а также тяга к риску и адреналину - это нормально для подросткового возраста.
«Зацеперы» - это молодые люди, которым хотелось бы реализовать свою тягу к риску, но по разным причинам у них нет возможности заниматься экстремальными видами спорта, поэтому они выбирают доступные для них способы: кто-то лезет без страховки на самую высокую башню Нью-Йорка или Останкинскую башню, а кто-то прыгает с вагона на вагон движущегося поезда. Психиатр-криминалист Михаил Виноградов отмечает: «Подростки учатся в основном на американских фильмах, где крутым считается тот, кто рискует жизнью. В таком возрасте не хватает положительных эмоций, нужен адреналин. Экстремалы получают удовольствие при превышении порога, им нужно возбуждение, и ради кайфа готовы рискнуть жизнью».
Логика поведения зацеперов, руферов и им подобных очень напоминает логику наркоманов, которые утверждают, что «умирают от наркотиков лишь дураки», а они умные, и ни в коем случае не погибнут. Зацеперы, руферы - это люди, которые как правило не получают должного признания в семье, учебе, в коллективе сверстников и в результате уходят на сторону саморазрушения.

В России выраженный рост «зацеперства» произошел летом 2010 года. В это время сформировалось организованное движения трейнсёрферов (зацеперов), приверженцы которого создали сайты в сети Интернет, для обмена информации о трейнсёрфинге (зацепинге) и его пропаганде. В дальнейшем организованными группами зацеперов была проведена пропаганда проезда на крыше и снаружи поездов большими группами. Произошедший в связи с этим рост связанных с зацепингом несчастных случаев и рост публикаций в печати и на телевидении привели к широкой известности данного явления и к тому, что в России оно приняло массовый характер. Только в Москве и Московской области, по оценкам экспертов, число зацеперов составляет до 20 тысяч человек. А статистика гибели зацеперов с каждым годом возрастатет.

Особую тревогу вызывает рост числа травмирования несовершеннолетних и малолетних. В 2012 году только в Москве и Московской области пострадали 69 несовершеннолетних, 41 человек из них погиб. 2013 год отметился ростом детского травматизма: только в январе-феврале зарегистрировано уже 10 подобных случаев, семь детей и подростков погибли. Для сравнения: за январь-февраль 2012 года было зарегистрировано четыре подобных факта. В 2015 году почти каждый второй, а в 2016 году каждый третий травмированный на железной дороге в Центральном федеральном округе подросток - это упавший с подвижного состава в результате зацепинга.

Опасное увлечение ежегодно приводит к гибели на железных дорогах страны десятков несовершеннолетних (в Центральной России за 2015 год погибли 16 несовершеннолетних, в 2016-м - 9).

То есть цифры говорят сами за себя. Ежедневно в Центральной России на железной дороге гибнет три-четыре человека, ещё два-три получают травмы, в основном - тяжёлые. И практически каждую неделю гибнет несовершеннолетний.

Наиболее частыми причинами несчастных случаев являются:

  • потеря равновесия и падение с поезда во время движения. Как правило это происходит в результате проезда в нетрезвом состоянии или плохом самочувствии с последующим отпусканием рук, пренебрежения правилом трёх опор при проезде и перемещении по поезду, проезда в неудобном и неустойчивом положении, использования ненадёжных конструкций в качестве точки опоры или для держания, проделывания трюков во время движения, проезда на поезде при отсутствии позволяющих держаться руками конструкций, обрыва конструкций поезда из-за подпила, ржавчины или усталости металла, а также соскальзывания с поезда в результате обледенения поручней и корпуса вагона или от резкого рывка вагона или сильного ветра при нахождении трейнсёрфера на скользкой неровной поверхности и отсутствии возможности закрепления и удержания на вагоне;
  • поражение электрическим током при проезде на электрифицированных линиях или при попытке запрыгнуть на крышу поезда с моста в результате прикосновения или слишком близкого приближения к контактной сети, токоприемнику, тормозным резистором и токоведущим высоковольтным шинам на крыше электроподвижного состава, а также получение тепловых ожогов при прикосновении к нагретым тормозным резисторам;
  • столкновение с препятствиями по ходу движения (например, платформами, светофорными столбами, мостами, порталами тоннелей) при проезде за габаритом подвижного состава сбоку или на крыше;
  • падение на рельсовый путь под колёса в результате неудачного запрыгивания или схода на ходу на боковую подножку, спереди или между вагонами. Например, несчастные случаи такого рода нередко происходят при запрыгивании на ходу на подножки товарных вагонов. Падение и травмирование тела в результате запрыгивания на поезд или спрыгивания с поезда на большой скорости на ходу.

Таким образом, самое опасное развлечение на железной дороге - это зацепинг!

Родителям необходимо:

  • вести беседы со своими детьми о реальных опасностях и последствиях экстремальных увлечений в целом и зацепинге в частности;
  • обучать детей правилам безопасности на железной дороге;
  • предлагать своим детям «здоровую альтернативу»: включать их в спортивные, общественные мероприятия и т.д.;
  • обеспечивать организацию досуга своих детей, в котором будет делаться акцент на интерактивные занятия и игротренинги.

Что нельзя делать?

По отношению к подростку использование только запрещающих мер воздействия бесполезно! Так как специфика возраста приведет к внутреннему протесту и возрастанию еще большего интереса к экстремальным формам

поведения.

Вывод один - всегда искать альтернативу.

Тезаурус

Бекрайдинг - зацепинг с задней стороны хвостового вагона. Самая распространённая и безопасная разновидность. Перед самым стартом зацепер залезает либо запрыгивает сзади на сцепку, фару, буфер или на подножку (вариантов куча), и держится за выступы и ручки.

Битвинвагонрайдинг - езда между вагонами поезда, развитие бэксайд зацепинга. Также на сленге трейнсёрферов межвагонье именуется как «МВ», «битвин», «промежка».

Бортвагонрайдинг - проезд снаружи электрички (с боку).

Зацеперы - любители езды на крыше поезда.

Руфрайдинг - проезд на крыше поезда.

Трейнсёрфинг (от английского train surfing - наружная езда) - способ передвижения, проезд на автосцепных устройствах, на крыше или на межвагонных буферах пассажирских поездов.

Фронтрайдинг - проезд на автосцепке находящейся спереди поезда.

Фрустрация (от лат. frnstratio - обман, тщетное ожидание, расстройство, неудача) - психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствия достижению цели. Проявляется в ощущениях гнетущего напряжения, тревоги, отчаяния, гнева, чувстве безысходности и др. Одной из защитных реакций при фрустрации является агрессивность ребенка.

Зачастую причиной описанных состояний являются унижения и оскорбления со стороны родителей, учителей. Фрустрация - это и психическое состояние нарастающего внутреннего напряжения, возникает при наличии реальных или мнимых препятствий на пути к достижению цели, удовлетворению потребности, желания. Состояние Ф. может сопровождаться разочарованием, тревожностью, чувством безысходности и отчаяния, агрессией и другими отрицательными переживаниями.

Методические рекомендации по профилактике зацепинга среди несовершеннолетних отражают современные представления о таких экстремальных развлечениях несовершеннолетних как зацепинг, трейнсерфинг. В них рассматриваются проблемы личностного становления несовершеннолетних группы риска и возможные пути их решения.

Зацепинг, или трейнсерфинг (от англ. Train surfing), - езда на крыше транспортных составов (электрички, метро, автобуса), между или под вагонами.

Зацепинг - это социально опасное явление, схожее с мелким хулиганством, одно из проявлений девиантного поведения молодежи.

В современных условиях зацепинг влияет на процесс социализации, формирование «Образа Я» достаточно большого числа молодежи.

Зацепинг - это молодежное увлечение со своими традициями, негласными

правилами этики, языком общения. В России выраженный рост «зацеперства» произошел летом 2010 года.

В это время сформировалось организованное движения трейнсёрферов (зацеперов),

приверженцы которого создали сайты в сети Интернет, для обмена информации о трейнсёрфинге (зацепинге) и его пропаганде. В дальнейшем организованными группами зацеперов была проведена пропаганда проезда на крыше и снаружи поездов большими группами. Произошедший в связи с этим рост связанных с зацепингом несчастных случаев и рост публикаций в печати и на телевидении привели к широкой известности данного явления и к тому, что в России оно приняло массовый характер. Только в Москве и Московской области, по оценкам экспертов, число зацеперов составляет до 20 тысяч человек.

А статистика гибели зацеперов с каждым годом возрастатет. Особую тревогу вызывает рост числа травмирования несовершеннолетних и малолетних. В 2012 году только в Москве и Московской области пострадали 69 несовершеннолетних, 41 человек из них погиб. 2013 год отметился ростом детского травматизма: только в январе-феврале зарегистрировано уже 10 подобных случаев, семь детей и подростков погибли. Для сравнения: за январь-февраль 2012 года было зарегистрировано четыре подобных факта. В 2015 году почти каждый второй, а в 2016 году каждый третий травмированный на железной дороге в Центральном федеральном округе подросток - это упавший с подвижного состава в результате зацепинга. Опасное увлечение ежегодно приводит к гибели на железных дорогах страны десятков несовершеннолетних (в Центральной России за 2015 год погибли

16 несовершеннолетних, в 2016-м - 9).

На основе вышеприведенного анализа особенностей социальных групп подростков с девиантной ориентацией выводится важный методологический принцип.

Во-первых, подростки, склонные к девиантному поведению, обладают личностными и индивидуальными особенностями, которые детерминируют проявление девиаций в их поведении и группирование в объединения подростков со схожими особенностями.

Во-вторых, группы удовлетворяют потребности подростков, склонных к девиантному поведению, в общении, проведении свободного времени,m самоутверждении. Далее, в силу повышенного конформизма группы подростков с девиантной ориентацией становятся более жестко структурированы и закрыты для окружения, что приводит к замыканию подростков, склонных к девиантному поведению, в рамках антисоциальной среды.

И наконец, нахождение в девиантной среде ведет к деформации личности подростка, которая проявляется в еще большем разрыве межличностных связей с позитивным окружением, а также к развитию ориентации личности на девиантное поведение.

Одной из главных характеристик подросткового возраста является вхождение в социальную жизнь, появление новых обязанностей, активное стремление к самореализации, к успехам в конкретном виде деятельности. У подростка происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование его личности, в результате чего его интересы меняются. Подростки становятся более дифференцированными и стойкими.

Поведенческие и характерологические особенности подростков:

Направление своей активности и энергии на благо (в ущерб) себе или окружающим;

Низкая (завышенная) самооценка, размытость границ личности, трудности в осознании и проявлении своих чувств, искаженность ценностных ориентаций и нравственных понятий.

Экстремальное поведение подростков имеет ряд причин:

- занятость родителей и неумение наладить контакты со своими детьми,организовать совместную деятельность;

- слабая организация сети клубов, кружков, спортивных секций, отсутствие заботы о вовлечении и закреплении в них подростков;

- неэффективность досуговой системы;

- бесконтрольное развитие референтных групп: зацеперов, руферов, диггеров и т.д., которые объединяются в сообщества, используя Интернет, и пополняют свои ряды несовершеннолетними экстремалами. В основном эти группы формируются из несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Сами молодые люди, согласно опросам и мнениям на форуме, рассматривают зацепинг как возможность доказать окружающим, что они могут сделать больше, чем простые люди (пройти путь героя), найти новые ощущения в одном из экстремальных видов спорта (называя его «экстримом для бедных»).

По их мнению зацепинг обеспечивает:

Получение удовольствия от скорости и процесса езды;

Расширенный обзор окружающей местности;

Возможность проехать с относительным комфортом при переполненности вагона;

Возможность сэкономить на оплате проезда;

Возможность осуществлять посадку и высадку на ходу поезда при движении с небольшой скоростью, что позволяет успеть на отправляющийся поезд или покинуть его до полной остановки;

Возможность осуществлять проезд на поезде, не осуществляющем перевозку пассажиров (на товарном, почтовом или служебном поезде, на одиночном локомотиве, на пассажирском поезде, совершающем служебный рейс и т. д.);

Повышение общей мобильности при перемещении по поезду (то есть возможность попасть в вагон с внешней стороны тогда, когда в него сложно попасть через двери, например, из-за сильной переполненности поезда, наличия закрытых дверей в межвагонных переходах и т. д.) и возможность проникнуть в вагон или из него нестандартными способами (через окно, межвагонную резину и т.д.);

По мнению ряда трейнсёрферов, навык проезда снаружи поездов способствует развитию общей физической и ментальной подготовки и может сыграть роль при спасении в экстренной ситуации.

Стремление подростков самовыражаться в процессе жизнедеятельности любым, в том числе необычным способом, а также тяга к риску и адреналину - это нормально для подросткового возраста.

Объяснение данному феномену можно найти в том, что «зацеперы» - это молодые люди, которым хотелось бы реализовать свою тягу к риску, но по разным причинам у них нет возможности заниматься экстремальными видами спорта, поэтому они выбирают доступные для них способы: кто-то лезет без страховки на самую высокую башню Нью-Йорка или Останкинскую башню, а кто-то прыгает с вагона на вагон движущегося поезда. Психиатр-криминалист Михаил Виноградов отмечает: «Подростки учатся в основном на американских фильмах, где крутым считается тот, кто рискует жизнью. В таком возрасте не хватает положительных эмоций, нужен адреналин. Экстремалы получают удовольствие при превышении порога, им нужно возбуждение, и ради кайфа готовы рискнуть жизнью».

В профилактике экстремального поведения несовершеннолетних должны принимать участие как педагоги, так и родители подростков. Предотвратить развитие экстремального поведения в подростковой среде возможно с помощью превентивных мер воздействия, формируя правовое сознание несовершеннолетних.

Педагогам необходимо:

Проводить профилактические беседы с несовершеннолетними о последствиях зацепинга и о реальных опасностях экстремальных увлечений в целом;

Осуществлять просвещение родителей (о возрастных особенностях подростков, молодежи, роли семьи и семейного воспитания, формах подросткового

досуга);

Использовать в процессе информационного просвещения подростков наглядные материалы (создание архива печатных, видео- и фото- материалов по профилактике детского травматизма на объектах транспорта, метро и т.д.);

Осуществлять совместную профилактическую работу с сотрудниками МВД России на транспорте;

Организовывать беседы, лекции, открытые уроки в школах и детских летних лагерях с показом фильмов по правилам нахождения граждан на железнодорожных путях;

В образовательной деятельности использовать превентивные программы, имеющие ясные теоретические основания самого явления зацепинга, подкрепленные эмпирическими данными;

Разрабатывать и реализовывать профилактические программы и проекты, способствующие формированию безопасного поведения;

Разрабатывать и реализовывать профилактические программы и проекты, способствующие вовлечение несовершеннолетних в социально значимые проекты;

Способствовать приобретению несовершеннолетними социального опыта профориентации, связанной с деятельностью железной дороги;

Способствовать созданию волонтерских отрядов из участников неформальных

объединений;

Организовывать досуг несовершеннолетних, в котором будет делаться акцент на интерактивные занятия, квесты, игротренинги, семейные игры и т.д.

Родителям необходимо:

Вести беседы со своими детьми о реальных опасностях и последствиях экстремальных увлечений в целом и зацепинге в частности;

Обучать детей правилам безопасности на железной дороге;

Предлагать своим детям «здоровую альтернативу»: включать их в спортивные, общественные мероприятия и тд.;

Обеспечивать организацию досуга своих детей, в котором будет делаться акцент на интерактивные занятия и игротренинги.

Что нельзя делать?

По отношению к подростку использование только запрещающих мер воздействия бесполезно! Так как специфика возраста приведет к внутреннему протесту и возрастанию еще большего интереса к экстремальным формам поведения.

Вывод один - всегда искать альтернативу.

В целях активизации профилактической работы в данном направлении

необходимо:

Повысить уровень взаимодействия с общественными формированиями, занимающимися проблемами подростков, и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации в целях улучшения оперативной осведомленности о несовершеннолетних правонарушителях, относящих себя к неформальным группам «зацепинга»;

Активизировать работу по организации целенаправленных профилактических мероприятий на наиболее криминогенных и травмоопасных участках обслуживания;

Проводить совместные межведомственные оперативно-профилактические

мероприятия, направленные на своевременное выявление и пресечение фактов

зацепинга.

Основные приемы работы:

Выявление мест проведения досуга молодежи, находящихся рядом с железной дорогой, информирование о них сотрудников полиции; пресечение фактов нахождения несовершеннолетних на железнодорожных перегонах, так как хождение по железнодорожным путям является основной причиной травматизма (особенно если подростки в наушниках или в капюшоне);

Своевременное пресечение зацепинга при попытке гражданина забраться на железнодорожный состав при подъезде (или при спрыгивании с состава) на перроне железнодорожной станции;

При выявлении взрослых лиц, занимающихся зацепингом или вовлекающих несовершеннолетних в эти группы необходимо провести разъяснительную профилактическую работу, направленную на возникновение психологического фактора «вины» у взрослого лица за возможную смерть несовершеннолетнего и прекращение данного вида деятельности;

Проведение разъяснительных работ в образовательных и социальных учреждениях, акций на улицах;

При выявлении подростков, причисляющих себя к зацеперам в ходе беседы или тестирования необходимо провести профилактическую работу, направленную на формирование здоровой жизненной позиции и прекращение данного занятия;

При выявлении подростка, занимающегося зацепингом в ходе совместного рейда с сотрудниками полиции и при привлечении данного подростка к административной ответственности необходимо провести с ним и его семьей психологическую и социальную работу, а также вовлечь данного подростка в общественно полезную жизнь по месту жительства и учебы.

Одним из главных условий повышения эффективности профилактической работы

является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростка и позитивное эмоциональное развитие с учетом его потребностей.