Обучение технике приема мяча двумя руками снизу. Прием мяча в волейболе Прием снизу в волейболе

Стерлитамакский район

МОБУ СОШ с. Новофедоровское

Конспект урока

«Обучение технике приема и передачи

мяча снизу двумя руками

в волейболе»

Составил: учитель ф.к. Тимофеев С.В.

Проработав много лет учителем физкультуры, подробно рассматривая трудности и ошибки, которые возникают у школьников при изучении волейбола, я рекомендую упражнения, с помощью которых можно исправить эти ошибки или вовсе избежать их.

Особенности методики обучения приёмов мяча

Целями организации и проведения уроков волейбола являются освоение занимающимися данной спортивной игры, ее популяризация и приобщение учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями. Для организации и проведения занятий по волейболу

школа должна иметь соответствующую материальную базу: игровую площадку, а также необходимый инвентарь: волейбольные мячи, волейбольную сетку, которая может устанавливаться на разной высоте.

Приём мяча снизу двумя руками

Первый урок волейбола проводится в виде теоретического занятия. Последующие уроки служат для решения основных задач по обучению техническим элементам игры, формированию умений и навыков, необходимых для волейбола.

Планирование занятий по волейболу должно строиться исходя из задач изучаемого предмета и с учетом индивидуальных особенностей учеников. Задачи необходимо ставить на каждый урок и даже на его отдельные части. В то же время учитель должен быть готовым к решению более отдаленных задач, которые предстоит реализовать на следующих занятиях. Следует помнить, что в процессе обучения на одном уроке обычно решается 3–4 задачи. При этом очень важно разграничить основные и второстепенные задачи, реализуя их в соответствии с возрастом и уровнем физической подготовленности занимающихся. Для создания наиболее благоприятных условий при изучении игровых приемов необходимо придерживаться следующей последовательности:

Общее ознакомление с игровым приемом.

Выполнение игрового приема в упрощенных условиях.

Изучение технического приема в условиях, приближенных к игровым.

Совершенствование игро­вого приема в групповых упражнениях и игре.

При подборе упражнения следует избегать однообразия, а при выполнении – большого количества повторений. Рекомендуемые задания должны постоянно видоизменяться, дополняться другими. Интерес к занятиям будет выше, если использовать соревновательную форму проведения урока: «Кто больше выполнит передач?», «Чья группа дольше продержит мяч в воздухе?» – и т.д.

Таким образом, только правильно организованный учебный процесс, систематическое проведение комплекса мероприятий, направленных на предупреждение травматизма, позволит сохранить и укрепить здоровье учащихся и добиться их спортивного совершенствования.

1. Техника приема мяча снизу двумя руками

Прием подачи чаще всего производится снизу двумя руками. Это самый надежный способ, и волейболисты всего мира так обычно принимают подачу. На рис. 1 показано положение игрока, принимающего мяч с подачи этим способом. В исходном положении ноги согнуты, одна нога немного впереди, руки подготовлены для приема мяча. Большое значение имеет положение рук. Кисти рук сомкнуты и отведены вниз. Руки прямые, развернуты кнаружи и максимально сближены. Очень важно своевременно занять показанное исходное положение. Для этого игрок должен уметь передвигать возможное направление подачи и своевременно выйти на удобную позицию для приема.

1. Прием мяча осуществляется на нижнюю часть предплечий, иногда говорят «на манжеты». Руки в момент приема мяча выпрямлены, грубой ошибкой будет сгибание их в локтевых суставах. Не должно быть сильного встречного движения рук, они приближаются к месту встречи с мячом за счет некоторого разгибания ног, руки подставляют под мяч, регулируя траекторию первой передачи, но не «отбивают» его. Существует даже выражение «прием подачи осуществляется ногами», подчеркивая этим роль своевременного выбора исходного положения. Степень сгибания ног зависит от траектории подачи, при очень низкой – игрок принимает мяч с последующим падением и перекатом в сторону на бедро и спину.

2. Подготовительные упражнения

Определение навыком приема подачи во многом зависит от уровня развития определенных физических качеств, развитие которых и составляет начальный этап подготовки. В группе этих упражнений (подготовительных) входят следующие:

· Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями. То же, но кисти сомкнуты (пальцы сцеплены)

· Из упора стоя у стены, одновременное попеременное сгибание рук в лучезапястных суставах: ладони располагаются на стене пальцами вверх, в стороны, вниз, пальцы сомкнуты или расставлены.

· Из упора стоя у стены отталкивание ладонными и пальцами от стены двумя руками одновременно и попеременно правой и левой рукой.

· В упоре лежа передвижения на руках по кругу, носки ног на месте.

· Передвижение в упоре лежа, ноги удерживает партнер (для мальчиков).

· Из упора присев, разгибаясь вперед-вверх, перейти в упор лежа.

· Броски набивного мяча (вес 1 кг) снизу двумя руками в стену, после отражения от стены подставить руки (положение приема снизу).

· То же в парах, расстояние – 3-4 м.

Бег с ускорением из статического положения в ответ на сигнал (обычно зрительный) и остановка после пробегания расстояния от 1 до 5 м.

· То же, но ускорение вправо, влево, спиной вперед.

· То же, но приставными шагами – лицом, правым, левым боком, спиной вперед.

· Упражнения с ловлей набивного мяча весом 1 кг двумя руками на уровне коленей, руки прямые.

· Броски набивного мяча (1 кг) на расстоянии до 10 м и ловля руками снизу. Броски различных мячей на расстояние 15-20 м и ловля.

В этих упражнениях вырабатывается умение соразмерять свои действия с учетом направления полета мяча и развивается скорость реакции на движущийся объект, что очень важно при приеме подачи.

Перечисленные упражнения применяются в занятиях систематически, даже тогда, когда юные спортсмены уже научились играть в волейбол. После определенного периода использования этих упражнений приступают к упражнениям с волейбольным мячом. Вначале применяют подводящие упражнения.

3. Подводящие упражнения

В первую очередь надо научить правильному положению рук, кистей. Наиболее распространенным является такое положение рук, когда правая ладонь накладывается на левую, большой палец левой руки прижимается к пальцам правой и располагается параллельно большому пальцу правой руки. Обе кисти отгибаются внизу и в приеме мяча не участвуют. На рис. 2 показаны способы соединения кистей рук. Каждый спортсмен выбирает для себя способ

· Отбивание волейбольного мяча, подвешенного на шнуре. Движение рук - главным образом за счет разгибания ног – в плечевых суставах незначительно, в локтевых отсутствует. Основная задача – почувствовать положение рук в момент приема.

· То же, после перемещения вправо, влево и остановки.

· Прием мяча снизу, мяч набрасывает партнер (расстояние – 2-3 м, которое затем постепенно увеличивается до 10-15 м).

· У стены: отбивание мяча снизу многократно, встречное движение руками незначительное и производится преимущественно за счет разгибания ног.

· То же, но мяч посылать в стену передачей сверху двумя руками. Расстояние постепенно увеличивается. выполнять на месте и после перемещения вперед, вправо, влево, назад.

а,б,в - правильно, г, д, е - с ошибками

рис. 2

· То же, но мяч посылать в стену ударом одной рукой.

· Передачи над собой снизу многократно (жонглирование).

· Броски мяча вверх-вперед, догнать и выполнить прием снизу после его отскока.

· Прием мяча в зону 6, мяч через сетку набрасывает партнер.

Систематическое применение подготовительных упражнений (для развития специальных качеств) и освоение подводящих упражнений создают прочную основу для овладения навыками приема подачи в совершенстве. Главными здесь будут упражнения по технике. Они весьма многообразны.

Стойки игрока

Различают высокую, среднюю и низкую стойки, которые различаются положением ног, рук, туловища, углом между бедром и голенью. Высокая стойка применяется для разбега, выполнения нападающего удара и блокирования; средняя – для выполнения передач; низкая – для игры в защите.

Возможные ошибки

ноги выпрямлены или чрезмерно согнуты в коленях;

руки опущены;

поочередное выполнение стоек на месте;

принятие той или иной стойки по сигналу учителя;

принятие различных стоек после выполнения каких-либо заданий;

подвижная игра «Воробьи и вороны», где исходными положениями являются стойки волейболиста;

перемещения по площадке в стойке волейболиста;

имитация различных стоек у зеркала.

Прием мяча снизу двумя руками.

Приём мяча снизу относится к технике защиты. Данный приём выполняют двумя и одной рукой. При обучении приёма мяча снизу двумя руками учитель заостряет внимание уч-ся на своевременном выходе под мяч. После перемещения к месту встречи с мячом игрок вместе с последним стопорящим шагом левой ноги выносит вперед руки, вытянутые и слегка напряженные, кисти соединены вместе. Ноги согнуты в коленях, туловище несколько наклонено вперед. Руки располагаются перпендикулярно траектории полета мяча. Вес тела переносится на впереди стоящую ногу. Прием производится в широком выпаде движением рук вперед вверх.

При приближении мяча, встречное движение начинают ногами, руки включаются в работу несколько позже. Прием мяча производится на нижнюю часть предплечья. Нельзя сгибать руки в локтевых суставах в момент приема мяча. Не должно быть и большого встречного движения рук вперед вверх.

Упражнения для обучения приему мяча снизу.

Имитация приема снизу двумя на месте и после перемещения.

Сделать выпад правой (левой) ногой вперед, взять прямыми руками набивной мяч (вес 1кг.) и не сгибая рук, бросить мяч вверх.

То же, что и упр. 2, но выполнить после бега вперед и остановки.

В парах. Броски набивного мяча снизу двумя. Обратить внимание, чтобы руки были прямые и не поднимались выше уровня плеч.

Прием снизу подвешенного волейбольного мяча стоя на месте и после перемещения.

«Жонглирование» мячом – непрерывное отбивание мяча вверх снизу двумя руками.

Передача снизу

Используется при приеме подач, при игре в защите, при перебивании мячей через сетку.

Возможные ошибки

несвоевременный выход к мячу;

неправильное положение и движение рук;

несоответствие скорости движения рук и ног скорости полета мяча;

отсутствие согласованности в движении рук, туловища и ног.

имитационные движения для уточнения положения рук, одновременное их движение в плечевых и локтевых суставах в сочетании с работой ног;

в парах: один игрок набрасывает мяч другому в удобное для приема положение, а тот возвращает его нижней передачей;

удар о пол мячом, затем перемещение и нижняя передача партнеру;

выполнение передачи над собой снизу двумя руками – на месте, в движении;

прием и передача мяча двумя руками снизу у стены или сетки.

подвижные игры: «Мяч в воздухе», «Мяч капитану».

Передача мяча двумя руками снизу

Передача мяча двумя руками снизу - элемент техники, наиболее часто применяемый в игре. Он используется при приеме мяча после подачи, при игре в защите, при страховке и при перебивании че­рез сетку мячей, далеко летящих за пределы площад­ки. Этот элемент техники игры наиболее надежен на начальном этапе обучения, когда ученики еще не обладают достаточно высокой подвижностью.

Техника его выполнения заключается в следую­щем. Находясь в стойке готовности, во­лейболист принимает исходное положение - ноги на ширине плеч, согнутые в коленных суставах, одна впереди другой, руки выпрямлены и направлены впе­ред - вниз, локти приближены друг к другу, кисти соединены, туловище слегка наклонено вперед. При выполнении приема и передачи игрок располагается так, чтобы мяч был перед ним.

Мяч принимается на предплечья, ближе к кистям рук. Движения прямыми руками вперед-вверх производятся только в плечевых суставах. Ту­ловище выпрямляется, ноги активно разгибаются. Сопровождающее мяч движение выполняется за счет дальнейшего разгибания ног и туловища, а также плавного смещения рук вперед-вверх вслед за мячом.

Выбор способа передачи мяча двумя руками снизу зависит от скорости полета мяча и высоты его траек­тории по отношению к игроку. При приеме мяча двумя руками снизу, летящего выше уровня пояса с незначительной скоростью, необходимы устойчивое положение игрока в средней стойке, плавное встреч­ное движение выпрямленных рук вперед-вверх, вы­прямлением туловища и заключительное активное разгибание ног.

Если мяч летит на уровне пояса, то наклон туловища игрока вперед выражен незначи­тельно. В фазе амортизации и отскока мяча от рук туловище игрока смещается назад-вверх; скорость движения рук незначительна, что способствует смяг­чению удара и снижению скорости полета мяча после соприкосновения его с руками.

При приеме двумя руками снизу мяча, летящего с большой скоростью (18-20 м/с) ниже уровня пояса, учащийся больше сгибает ноги в коленных суставах в исходном поло­жении; ОЦТ понижается за счет увеличения сгиба­ния ног в коленных суставах; руки, амортизируя удар, смещаются назад-вниз

Целесообразно включать прием мяча двумя рука­ми снизу в каждое занятие в виде эстафет у стены, встречных передач, чтобы постоянно закреплять на­вык в этом упражнении.

Обучение передаче мяча двумя руками снизу осу­ществляется параллельно с усовершенствованием пе­редачи мяча двумя руками сверху. Ученики должны научиться применять передачи снизу и сверху в за­висимости от обстановки.

Передача мяча на месте

1. Передача мяча партнеру. Расстояние между учениками около 4 м. Партнер набрасывает мяч пе­редающему игроку так, чтобы ему было удобно принять его двумя руками снизу. Передающий, приняв мяч, из исходного положения передает его партнеру. Обратить внимание на технику выполнения приема.

2. Передача мяча партнеру с выпадом в сторо­ны, вперед, назад. Партнер набрасывает мяч на 0,5 м левее, правее передающего, ближе к нему или за его голову. Передающий, сделав выпад, стремится при­нять мяч на нижнюю часть параллельно расположен­ных предплечий и согласованным движением ног, туловища и рук передает мяч. Обратить внимание учащихся на необходимость своевременного выпол­нения выпада к падающему мячу.

3. Прием и передача мячей, летящих по различ­ным траекториям. Игроки в парах располагаются на расстоянии 3-5 м друг от друга, поочередно пере­дают мяч по низкой, средней и высокой траектории. Обратить внимание на изменение угла наклона рук при приеме и передаче в зависимости от траектории полета мяча: чем ниже траектория, тем больше угол наклона рук с последующим активным встречным движением их вперед-вверх.

4. Прием и передача мячей, летящих с различ­ной скоростью. Учащиеся в парах располагаются на расстоянии 3-5 м друг от друга, поочередно пере­дают мяч, летящий с различной скоростью. Обратить внимание занимающихся на необходимость быстрого встречного движения рук к мячу, летящему с незна­чительной скоростью, и относительно медленном сме­щении рук вперед-вверх при увеличении скорости по­лета мяча. В том случае, когда мяч летит с большой скоростью, т. е. после удара, следует снижать ско­рость полета мяча за счет амортизации, когда в мо­мент приема мяча туловище несколько приподни­мается, а руки незначительно смещаются вверх-назад.

5. Игроки располагаются на расстоянии 1,5-2 м от стенки, передают мяч двумя руками снизу с уда­ром о стенку (максимальное количество раз).

6. Прием и передача мяча с изменением направ­ления под углом 45°. Трое учащихся располагаются у вершин воображаемого треугольника на расстоянии 3 м друг от друга. Передача мяча слева-направо, в средней стойке. Обратить внимание учащихся на не­обходимость движения рук в направлении вперед-вверх-вправо после соприкосновения с мячом; левая нога разгибается активно; тяжесть тела переносится на правую ногу. То же, но в другую сторону. Руки после соприкосновения с мячом движутся в направлении вперед-вверх-влево, правая но­га разгибается актив­но, тяжесть тела пере­носится на левую ногу.

7. Учащиеся по одному располагаются в зонах 4 и 3, колонна игроков - в зоне 5. Передача мяча из зоны 4 в зону 5, оттуда поочередно в зону 3 с возвращением мяча в зону 4.

8. Передача мяча из зоны 2 в зону 1, оттуда в зону 3 с возвращением мяча в зону 2. Основное внимание уделяется переда­че мяча из зоны 1 в зону 3 .

9. Передача мяча с изменением направления под углом 90°

Учащиеся по одному располагаются в зонах 4 и 2, колонна игроков в зоне 6. Поочередно из зо­ны 6 направляют мяч в зону 2, затем в зону 4.

Прием и передача мяча через сетку. Учащиеся в колоннах располагаются с противоположных сторон сетки в 2 м от нее. Мяч передается по не­высокой траектории - 0,5-1 м над сеткой.

Игроки в колон­нах располагаются в зонах 4, водящие - в зонах 3.

Передача мя­ча из зоны 3 в зону 4, оттуда через сетку в зону 6 .

Учащиеся в колоннах располагаются в зонах 2 правым боком к сетке, водящие в зонах 6. Пере­дача мяча из зоны 6 в зону 2, оттуда в зону 6 .

Прием мяча от сетки. Занимающиеся в колон­нах расположены в зонах 4 в 1,5 м от сетки лицом к ней. Водящий с мячом стоит в зоне 6 в 3-4 м от сетки и бросает мяч в сетку; мяч поочередно после выхода вперед принимают игроки, стоящие в колонне, и передают водящему в зону 3 . Учащимся следует объяснить, что мяч отскакивает от сетки по-разному, в зависимости от того, в какое место сетки он попадает и с какой скоростью направлен в сетку.

Передача мяча после перемещений

1. Передача мяча после перемещения вперёд, в стороны, назад. В парах. Один не добрасывает мяч партнёру на 1-2 м, набрасывает левее, правее или за голову. Другой старается переместиться к летящему мячу так, чтобы до касания к нему руками уже находился в исходном положении.

2. Учащиеся располагаются в парах на расстоя­нии 4 м. Один несильным ударом направляет мяч другому на 1 м ближе, левее или правее его.

То же, что и в упражнении 2, но расстояние между игроками 6 м. Ударом или передачей мяч на­правляется партнеру на 1,5-2 м от него.

Учащиеся в колонне располагаются в зоне 6,. учитель с мячом в зоне 3. Учитель несильным ударом направляет мяч в зону 5 или 1. Учащиеся поочеред­но после перемещения в сторону принимают мяч и передают его в зону 3. Учитель с мячом стоит на стуле в зоне 3 с одной стороны сетки, учащиеся построены в колонну в зоне 6 - с другой.

Обучение передаче мяча двумя руками снизу перед собой, в стороны и за голову на месте

1. Ознакомление с исходным положением перед вы­полнением передачи мяча двумя руками снизу.

2. Упражнение в парах. Из исходного положения бросок мяча партнеру. Занимающиеся должны выпол­нять упражнение согласованным разгибанием ног и ту­ловища, а также движением рук вперед-вверх.

3. Упражнение в парах. Один занимающийся набра­сывает мяч партнеру на предплечья выставленных вперед-вниз прямых рук, тот ударом снизу отбивает его в обратном направлении.

4. То же, что и упр. 3, но мяч партнер не добрасыва­ет, бросает левее или правее на 0,5 м от занимающегося, который вначале должен выполнить выпад или при­ставной шаг в сторону, а потом подбить мяч. Руки в момент удара в локтевых суставах не сгибают.

5. Передача мяча двумя руками снизу в парах. Рас­стояние между 4м.

6. Передача мяча по треугольнику слева направо и справа налево. Перед передачей занимающийся должен принять исходное положение, повернуться лицом в на­правлении передачи и расположиться так, чтобы мяч можно было принять перед собой.

7. То же, что и упр. 6, но четверо занимающихся передают мяч в сторону под углом 90°.

8. Упражнение в парах. Бросок мяча за голову. Пе­ред броском занимающийся делает выпад вперед и, прогнувшись, прямыми руками посылает мяч за голову на партнера.

9. Передача мяча за голову. Трое занимающихся располагаются в колонну по одному. Крайний набрасы­вает мяч среднему, а тот ударом двумя руками снизу посылает мяч за голову на партнера.

10. Упражнение в парах. Передача мяча двумя ру­ками снизу через сетку.

Обучение передачам мяча двумя руками снизу после перемещений

вперед, в стороны и назад

1. Упражнение в парах. Один занимающийся не ­добрасывает мяч партнеру, бросает левее, правее, за голову; другой выбегает под мяч, принимает исходное положение и ловит мяч, а затем имитирует передачу. Руки выпрямлены. Ноги и туловище разгибают одно­временно с движением рук.

2. То же, что и упр. 1, но занимающийся, выйдя под мяч, подбивает его двумя руками снизу, направляя на партнера. В момент удара руки не должны сгибаться в локтевых суставах.

3. Занимающиеся в колонне по одному. Тренер не ­добрасывает мяч на 1-1,5 м, занимающийся выбегает вперед и ударом двумя руками снизу возвращает ему мяч по средней траектории.

4. Трое занимающихся с мячами располагаются в зоне нападения с интервалом 2,5 м. Остальные построе­ны в колонну по одному в зоне 5, откуда поочередно выбегают вперед и подбивают наброшенный им мяч, а затем перемещаются вправо и подбивают мяч, наброшенный другим, и т.д.

5. То же, что и упр. 4, но построены в зоне 1 и перемещаются влево.

6. Занимающиеся располагаются в шеренге на ли­нии нападения лицом к сетке. Тренер из зоны 3 на­брасывает мяч за голову первому занимающемуся, кото­рый после перемещения назад подбивает мяч двумя руками снизу, направляя его тренеру. Обучающимся необходимо быстро перемес­титься назад так, чтобы до удара руками по мячу нахо­диться в устойчивом поло­жении

7. Встречная передача мяча через сетку в колон­нах.

8. То же, что и упр. 4, но мяч не добрасывается и пе­ребивается через сетку.

9. Передача мяча двумя руками снизу в зону 2 после перемещения из зоны 6 в зону 1.

1. Упражнение в парах. Один занимающийся с рас­стояния 7-8 м несильным ударом направляет мяч по средней траектории на партнера, который принимает его. Если мяч летит выше пояса, то занимающийся при­нимает его двумя руками сверху, если ниже -двумя руками снизу.

2. То же, что и упр. 1, но расстояние между зани­мающимися 10-11 м.

3. Упражнение в тройках. Двое занимающихся с рас­стояния 9-10 м поочередно подают мяч на третьего. При подаче мяча партнером снизу принимающий пере­дает его двумя руками сверху, при верхней подаче принимающий передает мяч двумя руками снизу.

4. То же, что и упр. 3, но мячи подают через сетку с расстояния 6-7 м от нее.

Обучение приему мяча после подачи

1. Занимающиеся располагаются на одной половине площадки (рассредоточено, независимо от зоны), тре­нер с мячом - на противоположной - за лицевой ли­нией. Тренер имитирует различные способы подачи, занимающиеся внимательно следят за его действиями и в зависимости от способа подачи (по заранее уста­новленному заданию) выполняют шаг вперед, назад, в стороны.

2. Трое занимающихся располагаются в зонах 1, 6 и 5, остальные поочередно подают мяч. После приема мяч направляют в зону 3.

3. То же, что и упр. 2, но мяч после приема направ­ляют в зону 2.

4. То же, что и упр. 2, но мяч после приема направ­ляют в зону 4.

Техника защиты.

В защите применяются те же стойки,что и в нападении, но чаще используются низкие стойки. Перемещение в защите так же мало чем отличаются от перемещений в нападении – ходьба, бег,выпады и прыжки, однако выполняются они, как правило, стремительно, с резкими остановками, с быстрой сменой направлений, часто переходит в прыжок или нападение.

К противодействиям относятся приемы мяча и блокирование .

Прием мяча технический прием защиты, позволяющий оставить мяч в игре после нападающих действий соперников. Основным в современном волейболе является прием мяча двумя руками снизу(рис.16). Он является наиболее надежным против возросшей мощи нападения, против сильных ударов и планирующих подач. При этом способе приема мяча туловище вертикально или слегка наклонено вперед, прямые руки опущены вперед – вниз, локти сближены, кисти вместе. Мяч принимается на предплечья ближе к кистям рук (говорят – «на манжет» рис.16).

Рис.16. Прием и передача мяча

двумя руками снизу

Слегка напряженные прямые руки не быстрым движением в плечевых суставах поднимаются на встречу мячу; Но и в момент приема выпрямляются и туловище поднимается. Полезно после приема мяча выполнять (особенно начинающим волейболистам) некоторое сопровождение мяча руками: это позволит лучше усвоить движение; приняв мяч, точно адресовать его партнерам.

Прием мяча двумя руками сверхуприменяется против не сильно летящих мячей, а также в случаях, когда другойспособ приема не рационален. Так, игровая ситуация часто заставляет выполнятьприем и направленную передачу с последующим падением на спину (рис.17 и рис.18). В других же случаях прием двумя руками сверху аналогичен одноименной передаче.

Рис.17. Прием мяча с падением и перекатом на спину

рис.18. Прием мяча с выпадом и падением(перекатом на спину)

Прием мяча одной рукой снизусчитается не точным и применяется сравнительно редко, но, если мяч летит далекоот игрока и другим способом его принять невозможно, волейболист вынуждениспользовать этот прием. Прямая рука с напряженно сжатыми пальцами преграждаетпуть мячу; ударное движение выполняется ладонью, кулаком, предплечьем илиплечом. Ног в этих движениях, как правило, не участвуют.

Однойрукой снизу в падении (рис.19) мяч принимается после разбега и прыжка. Преждечем освоить этот способ приема, следует научиться правильному приземлению.После приема мяча руки вытягиваются вперед и разводятся в стороны несколькошире плеч, ставятся на пол и медленно сгибаются в локтях, амортизируя силу падения.

В этой статье мы разберем прием мяча - важнейший элемент, необходимый для приема подачи противника.

В современном волейболе невозможно обойтись без умения принимать мяч: снизу и сверху.

Нижний прием используется для:

  • Приема
  • Защитных действий в поле
  • Вынужденного - передачи на удар партнеру.
  • Вынужденного направления мяча на сторону противника - последний, третий, удар.
  • Паса в

Нижний прием подачи

Прием - это первый шаг для нападения. При помощи грамотного приема нужно дать высокий четкий пас в третий номер на расстояние 1-го метра от . Далее третий номер дает пас нападающему игроку.

Элементы приема:

При скорости подачи мяча в профессиональном волейболе более чем 30 м/сек. и времени самого полета менее 0,5 секунды у принимающего просто нет времени на перемещение. В таком случае принимать приходится поворотом корпуса и платформы приема.

Прием нападающего удара

Элементы приема:

  • Готовность . Как только нападающий прыгает на удар, либеро готовится принимать мяч в предполагаемом месте. Ноги параллельно друг другу и согнуты в коленях. Голова приподнята, спина пряма. Следим за рукой нападающего, а после удара - за мячом.
  • Обработка мяча . Держим зрительный контакт с мячом. Не делаем встречного движения - просто подставляем руки для приема. Сила удара поглощается отведением рук чуть назад при приеме мяча.
  • Точка контакта с мячом - низко от пола и подальше от корпуса.

Если мяч летит не в руки, то прием осуществляется разворотом платформы.


Распространенные ошибки

Хороший нижний прием - сложная штука, как бы просто это ни выглядело со стороны. Распространенными ошибками являются:

  • Прием мяча не на нижнюю часть предплечий, а на кисти и костяшки рук.
  • Встречное движение на мяч, отчего полет мяча непредсказуем.
  • Отсутствие работы ногами - при приеме они должны быть полусогнуты, а при контакте с мячом чуть распрямляться, задавая направление мячу.
  • Неплотно прилегающие друг к другу руки.

Верхний прием

Редко профессионалы используют верхний прием подачи и нападающего удара, т.к. мяч летит с такой силой и скоростью, что успеть принять и проконтролировать его можно только нижним приемом.

Но любители очень часто принимают мяч сверху. Элементы такого приема:


Главный нюанс здесь - стараться полностью обхватить мяч пальцами. Тогда мы сможем полностью контролировать его траекторию.

Скорость и направление мяча определяется силой разгибанием локтей и активностью работы пальцев.

Распространенные ошибки верхнего приема


Видео

Передача мяча двумя руками снизу -- элемент техники, наиболее часто применяемый в игре. Он используется при приеме мяча после подачи, при игре в защите, при страховке и при перебивании через сетку мячей, далеко летящих за пределы площадки. Этот элемент техники игры наиболее надежен на начальном этапе обучения, когда ученики еще не обладают достаточно высокой подвижностью.

Техника его выполнения заключается в следующем. Находясь в стойке готовности, волейболист принимает исходное положение -- ноги на ширине плеч, согнутые в коленных суставах, одна впереди другой, руки выпрямлены и направлены вперед - вниз, локти приближены друг к другу, кисти соединены, туловище слегка наклонено вперед. При выполнении приема и передачи игрок располагается так, чтобы мяч был перед ним.

Мяч принимается на предплечья, ближе к кистям рук. Движения прямыми руками вперед-вверх производятся только в плечевых суставах. Туловище выпрямляется, ноги активно разгибаются. Сопровождающее мяч движение выполняется за счет дальнейшего разгибания ног и туловища, а также плавного смещения рук вперед-вверх вслед за мячом.

Выбор способа передачи мяча двумя руками снизу зависит от скорости полета мяча и высоты его траектории по отношению к игроку. При приеме мяча двумя руками снизу, летящего выше уровня пояса с незначительной скоростью, необходимы устойчивое положение игрока в средней стойке, плавное встречное движение выпрямленных рук вперед-вверх, выпрямлением туловища и заключительное активное разгибание ног.

Если мяч летит на уровне пояса, то наклон туловища игрока вперед выражен незначительно. В фазе амортизации и отскока мяча от рук туловище игрока смещается назад-вверх; скорость движения рук незначительна, что способствует смягчению удара и снижению скорости полета мяча после соприкосновения его с руками.

При приеме двумя руками снизу мяча, летящего с большой скоростью (18--20 м/с) ниже уровня пояса, учащийся больше сгибает ноги в коленных суставах в исходном положении; ОЦТ понижается за счет увеличения сгибания ног в коленных суставах; руки, амортизируя удар, смещаются назад-вниз

Целесообразно включать прием мяча двумя руками снизу в каждое занятие в виде эстафет у стены, встречных передач, чтобы постоянно закреплять навык в этом упражнении.

Обучение передаче мяча двумя руками снизу осуществляется параллельно с усовершенствованием передачи мяча двумя руками сверху. Ученики должны научиться применять передачи снизу и сверху в зависимости от обстановки.

В работе рассматривается способ обучения нижней передаче в волейболе, позволяющий инициировать у начинающих волейболистов правильную технику нижней передачи, исправлять одну из типичных ошибок занимающихся - неправильное положение рук (в исходном положении или при выполнении передачи руки согнуты в локтях).

Нижняя передача является одним из основных технических элементов волейбола. В связи с этим, методика обучения нижней передаче в учебно-методической литературе описана достаточно подробно и включает в себя различные специальные упражнения: имитация нижней передачи одной или двумя руками, передачи мяча после набрасывания партнера или тренера, передачи мяча над собой, передачи в парах и другие подобные упражнения.

Однако, недостатком данной методики является то, что она допускает появление одной из типичных ошибок начинающих волейболистов - неправильного положения рук (в исходном положении или при выполнении передачи руки согнуты в локтях).

Можно избежать указанного недостатка, прикрепив к каждой руке занимающегося специальную накладку, в виде прямоугольной пластины. Это позволяет неподвижно фиксировать локтевые суставы во время выполнения упражнений и инициировать у занимающихся правильную технику нижней передачи.

Эта пластина накладывается на плечо, локтевой сустав и предплечье таким образом, чтобы поверхность предплечья, контактирующая с мячом во время передачи оставалась свободной (см. рисунок). Фиксируется пластина на руке при помощи эластичного бинта, ремней или другим способом.

Длину пластины подбирают из расчета, чтобы она перекрывала не менее половины длины плеча и предплечья, но не препятствовала свободному движению руки в плечевом и лучезапястном суставах.

Материалом для пластин могут служить дерево, текстолит и другие материалы, удовлетворяющие по своим свойствам назначению накладок.

Достоинством предлагаемого способа обучения является не только то, что он позволяет инициировать у начинающих волейболистов правильную технику нижней передачи, но и то, что данный способ может использоваться для непосредственного исправления неправильного положения рук (в исходном положении или при выполнении передачи руки согнуты в локтях). В классической методике исправление этой ошибки осуществляется опосредованно - через объяснение тренера, что не всегда приводит к положительному результату, поскольку ученик концентрирует свое внимание на том, чтобы попасть по летящему мячу, а на постановку рук и замечания наставника внимания не обращает.

Представленный в работе способ обучения нижней передаче в волейболе защищен патентом на изобретение РФ № 2425707 и успешно используется мной в учебно-тренировочных занятиях со школьниками, а также со студентами педагогического колледжа и политехнического вуза.

АРТЕМОВА С. В.

Введение ………………………………………………………………………….3

Глава I . Общие положения совершенствования техники приема мяча снизу с подачи …………………………………………………………………..5

1.1 Понятие приема мяча снизу с подачи. Техника его исполнения……...5

1.2 Стойка: правильный выбор………………………………………………8

1.3 Роль зрительного анализатора при приеме мяча…………………..….11

Глава II . Практические рекомендации по совершенствованию техники приема мяча снизу с подачи ………………………………………………….13

2.1 Тренировочные упражнения, направленные на выработку правильной стойки……………………………………………………………………………13

2.2 Тренировочные упражнения, направленные на совершенствование техники приема мяча снизу с подачи…………………………………………14

Заключение …………………………………………………………………… 18

Список литературы …………………………………………………………...19

Введение

В волейболе техника приобретает ведущее значение, так как подвергается оценке судьи и тем самым непосредственно влияет на результат.

Высокий уровень технической подготовленности мастера волейбола характеризуется следующими критериями:

· надежностью – стабильное выполнение технических приемов, несмотря на сбивающие факторы;

· разносторонностью – владение всеми техническими приемами и умение выполнять их совершенными способами;

· приспособляемостью – умение использовать арсенал технических приемов и способов в различных игровых ситуациях при активном противодействии соперника;

· специализацией – владение в совершенстве комплексом приемов при выполнении определенных функций в команде;


· координированностью.

Процесс совершенствования техники сугубо индивидуален, но основная направленность тренировок для всех волейболистов такова, чтобы посредством различных упражнений и методических приемов выработать у игроков надежность, разносторонность и помехоустойчивость технических действий в процессе соревнований. Этого совершенства можно добиться только многократным повторением упражнений, создавая определенные трудности (сбивающие факторы) при выполнении технических приемов (дополнительная физическая нагрузка, нестандартное выполнение заданий, психическая нагрузка, тренировки не идеальными мячами в залах с недостаточным освещением и т. д.).

В практике волейбола используются (как основные) упражнения приближенные к характеру игры с решением индивидуальных тактических задач, комплексные упражнения, игровые формы совершенствования.

Используя комплексные упражнения и игровые формы тренировки тренер обязан помнить о том, что игрокам надо предлагать только технически посильные упражнения, продумывать детали при совершенствовании элементов техники, воспитывать способность понимать, над чем работают спортсмены, почему тренируются так, а не иначе, совершенствовать технику только при хорошем самочувствии.

В данной работе приведены теоретические основы совершенствования навыка приема мяча снизу с подачи и практические рекомендации (упражнения) по их осуществлению. При творческом подходе к тренировочному процессу, сохраняя структуру самих упражнений, можно увеличить количество вариантов данных упражнений.

Глава I . Общие положения

совершенствования техники приема мяча снизу с подачи

1.1 Понятие приема мяча снизу с подачи. Техника его исполнения

В волейболе прием мяча снизу двумя руками занимает ведущее место по соотношению объема выполнения технических приемов. Именно в хорошем приеме и доводке мяча до связующего заключен один из залогов хорошей игры команды.

Прием осуществляют при подачах и нападающих ударах противника. В этих случаях игрок, направляя мяч в желаемом направлении, одновременно амортизирует силу удара.

При передачах или перебивах мяча на сторону противника игрок прилагает необходимые усилия для направления мяча в нужном направлении и на определенное расстояние.

При приеме мяча снизу схема действий игрока такова :

1. перемещение к летящему мячу;

2. принятие нужной стойки;

3. отражение мяча;

4. продолжение движения вслед мячу.

При приеме и передаче обе руки вытянуты вперед. Одна кисть сжата в кулак и вложена в ладонь второй руки. Фаланги больших пальцев прижаты друг к другу и выпрямлены, а кисти, по отношению к предплечью, опущены вниз. Мяч соприкасается с нижней частью предплечий, или, как принято говорить, принимается «на манжеты». Но иногда игроку приходится принимать мяч, который пролетает в стороне от него. В этом случае туловище разворачивается в сторону мяча, руки, сложенные вместе, разворачиваются принимающей поверхностью навстречу мячу. При этом туловище наклоняется в противоположную от мяча сторону, что способствует подниманию плеча руки, в сторону которой летит мяч, и опусканию противоположного. Таким образом, облегчится разворот принимающей поверхности рук навстречу мячу. При приеме летящего в стороне мяча нельзя делать руками движение параллельно поверхности площадки, не разворачивая их навстречу мячу, – при этом мяч будет отбиваться в сторону.


Примерное выполнение приема мяча снизу показано на рис. 1.1:

0 " style="border-collapse:collapse;border:none">

1.2 Стойка: правильный выбор

От чего же зависит качество приема снизу? От стойки игрока: положения ног, корпуса и рук.

Во время игры в волейбол спортсмен всегда находится в одной из трех основных стоек (Рис. 1.2) :

А) высокая стойка – это когда игрок стоит на подаче, выполняет функции связующего игрока, блокирует или атакует;

Б) средняя стойка – самая важная: в ней игрок находится 70% игрового времени, принимая подачу, выполняя передачу сверху, над головой, и занимая исходную позицию для удара;

В) низкая стойка – это когда игрок «достает» низко летящий мяч и вообще играет в обороне.

DIV_ADBLOCK299">

Методика тренировки зрительного анализатора в каждом конкретном случае должна строиться по принципу – от простого к сложному:

· большое расстояние и малые скорости;

· уменьшать расстояние, не меняя скорость;

· увеличивать скорость, не меняя расстояние;

· увеличивать скорость и уменьшать расстояние;

· мяч вылетает из-за шторки, чтобы спортсмен не видел движений тренера.

В заключении следует отметить, что у волейболистов после разминки быстрота зрительного восприятия улучшается.

Глава II . Практические рекомендации

по совершенствованию техники приема мяча снизу с подачи

2.1 Тренировочные упражнения,

направленные на выработку правильной стойки

Выбор правильной стойки является одним из важнейших компонентов, обеспечивающих хороший прием и доводку мяча до связующего. Именно в этом заключен один из залогов хорошей игры команды.

Для выработки правильной стойки могут быть применены следующие тренировочные упражнения:

1) «Перед зеркалом» - упражнение выполняется в быстром темпе и в средней стойке. Игрок двигается, постоянно меняя направления – как, собственно говоря, в самой игре. Тренер становится лицом к спортсменам. Все приняли среднюю стойку. Тренер быстро перемещается взад-вперед и влево-вправо. Сохраняя стойку, спортсмены повторяют его движения. Оптимальный результат достигается при 60 секундах непрерывных перемещений в средней стойке.

2) Перемещения взад-вперед – в этом упражнении имитируются отходы от сетки в средней стойке. Встаньте в средней стойке на линии нападения лицом к сетке. Двигаясь вперед, наступите на среднюю линию, а затем, также лицом к сетке, возвращайтесь на линию нападения. Оптимальный результат достигается при повторении таких движений в течение 30 секунд.

3) С низкой стойки - на пол – во время этого упражнения игрок, находясь в низкой стойке, сдвигается вбок и садится на пол, чтобы перекатиться на спину. Чем ниже стойка, тем легче перекат. Находясь в центре площадки, лицом к сетке, игрок принимает низкую стойку. Руками касается пола. Сохраняя стойку, двигается к правой боковой линии. Достигнув ее, делает широкий шаг в сторону и садится на пол. Затем быстро встает и занимает исходную позицию. Затем повторяет это движение, но уже – влево. Продолжает упражнение, двигаясь поочередно в разные стороны. Оптимальным результатом считается 5 приземлений за 30 секунд.

4) При работе с мячом, для выработки низкой стойки удары нужно делать как можно ниже к ногам принимающего игрока. Этим добиваются опускания быстро на одно из колен, а корпус оставляют прямым. Ошибка: прием идет почти на прямых ногах, но за счет сгибания спины и смещения предплечий к ногам.

5) Для разворота предплечий вправо или влево бросок мяча идет прямо в грудь. При этом полете мяча корпус переносят на одну ногу, например, на правую, а предплечья занимают место корпуса. Это движение часто применяется при низких ударах в корпус, когда возможности отхода нет.

6) Перемещение в низкой стойке без движения рук в стороны. Качество передач всегда выше, если руки делают движения по мячу перед корпусом. Для этого надо вначале сделать 2-3 шага в сторону, а затем прием мяча (если, конечно, мяч не летит резко).

7) Упражнение с несколькими мячами. Принимающий совершенствует сразу 2-3 различных вида доводок: прием подачи, удар, подборы укороченных бросков.

8) Упражнение на точность в доигровках, когда со стороны соперника не может быть сильного нападения и он просто делает переброс мяча. Главное в этом приеме – внимательность и правильный выбор позиции.

2.2 Тренировочные упражнения, направленные

на совершенствование техники приема мяча снизу с подачи

Прием подачи является средством тактической подготовки нападающих ударов и должен соответствовать по направлению, длине и высоте особенностям расположения игроков на площадке и выбранного стиля игры. Прием подач всегда увязан с атакой и поэтому посылаемый связующему или атакующему игроку мяч должен быть легко обрабатываем, то есть должна быть точная посылка мяча в намеченную точку. Почти все команды используют основной способ приема подач в современной игре – прием мяча снизу двумя руками.

Перед приемом мяча необходимо сосредоточиться, расслабить мышцы туловища, принять исходное положение для приема подачи постоянно переступая ногами, определить способ подачи и возможную траекторию полета мяча, не «дергаться» преждевременно и не бросаться в последний момент к мячу. Принимая подачу, перемещаться устойчивым мелким шагом, помня об условной зоне своих действий.

Для того чтобы прием подачи не был слабым местом в игре команды, необходимо включать в занятия упражнения, которые позволяют игрокам быть быстрыми, ловкими, развивают координацию. Например, такие упражнения:

1) Тренируясь с неподвижным мячом – цель упражнения - попрактиковаться в ударах по низкому мячу, отбивая его вверх и вперед. Мяч в данном случае неподвижен, и игрок спокойно отрабатывает технику этого приема. Партнер стоит напротив игрока и держит мяч, слегка касаясь его, на уровне пояса. Используя технику приема мяча снизу с подачи, игрок должен выбить мяч из рук партнера – с тем, чтобы он перелетел через его голову. Оптимальный результат – 20 точных пасов из 25 попыток.

2) Пас партнеру – во время этого упражнения игрок отпасовывает обратно мяч, летящий прямо на него. Необходимо добиться того, чтобы пас всегда был одной и той же высоты и той же длины. Оптимальный результат – 20 точных пасов из 25 попыток.

3) Жонглер – это упражнение – проверка на стабильность технических навыков игрока. Главное – постоянная высота паса. Игрок подбрасывает мяч перед собой и с помощью постоянных пасов снизу – самому себе – удерживает его в воздухе. Отбивать мяч нужно на высоту примерно 3 метра (ориентиром служит сетка). Оставаться при этом нужно в квадрате, стороны которого тоже 3 метра.

4) Нацеленный пас – партнер игрока контролирует уровень сложности упражнения и физическую нагрузку. Сначала он бросает мяч точно в сторону игрока, а после того как он наловчился его принимать, начинает бросать его то левее, то правее.

5) Пас в движении – цель упражнения – практиковаться в быстром перемещении к мячу и последующем пасе партнеру. Два напарника стоят в 7 метрах друг от друга на линии нападения, спиной к сетке. Игрок стоит лицом к сетке и двигается параллельно ей, чтобы оказаться по очереди напротив то одного партнера, то другого. Когда игрок оказался почти напротив партнера, тот бросает мяч перпендикулярно сетке. Игрок бежит к мячу и делает напарнику пас снизу, посылая мяч не менее чем на полметра выше сетки.

6) Подача в стену – прием (расстояние от стены 9-12 м);

7) Подача в парах через сетку (один подает, другой принимает над собой и подача в первого);

8) Игрок в центре площадки спиной к сетке. По сигналу на подачу мяча, поворачивается лицом к сетке и принимает мяч в цель;

9) 4-5 игроков располагаются в шеренге у сетки лицом к подающим подачу игрокам. Подача в зону 5. После подброса мяча для подачи левофланговый игрок у сетки быстро перемещается в зону 5 и принимает мяч, после чего встает в шеренгу справа;

10) прием подач в расстановке команды;

11) Игроки в зонах 5-1 делают кувырки и сразу выполняют прием от своего подающего. После приема третий быстро подает на любого. Мяч разыгрывается для контрудара;

12) Трое на правой половине площадки сидят на полу – спиной к сетке. По сигналу одного из подающих быстро встают, разворачиваются и принимают свою (каждый от своего подающего) подачу. Сразу подает четвертый, тройка принимает, разыгрывает и атакует;

13) Двое (трое) прыгают за лицевой линией со скакалками. По сигналу бросают скакалки, выбегают в зоны приема и принимают свои подачи;

14) Двое (трое) прыгают на своих скакалках, по сигналу их бросают, перепрыгивают через скамейки и выполняют прием своих подач;

15) Игроки №4 и №2 ставят блок, бегут в глубину на 6-7 м, разворачиваются и принимают подачу своих подающих.

Заключение

Подводя итоги данной работы, необходимо еще раз отметить, что хороший прием – один из залогов победы.

Для совершенствования приема и передач мяча главное – помнить, куда и кому направить мяч, как бы ни был он труден для приема. Именно в этом смысл совершенствования приема и передачи мяча.

Мы выяснили, что хороший прием мяча снизу с подачи в большой степени зависит от стойки игрока: положения ног, корпуса и рук. Правильная стойка имеет важное значение при приеме подачи снизу. Именно правильное положение всех частей тела позволяет максимально реализовать свои навыки и заодно избежать травм. Часто случаются ошибки двух типов: либо игрок выбрал стойку, не подходящую для выполнения приема мяча, либо выбор стойки правилен, но сама она оставляет желать лучшего. Тренироваться нужно так, чтобы принятие той или иной стойки стало для игрока естественным, привычным движением. Выбор же стойки он будет делать не раздумывая, автоматически. Поэтому в своей работе я предложила некоторые тренировочные упражнения для выработки правильной стойки.

Быстрота зрительного анализатора также важна при приеме мяча. Поэтому, на начальном этапе обучения нужно уделять особое внимание тренировке зрительного анализатора.

Однако из выше написанного совсем не значит, что необходимо забыть об остальных элементах игры и сосредоточиться на совершенствовании техники только приема снизу с подачи. Совсем нет. Просто в этой работе мне хотелось бы обратить внимание на то, что прием снизу с подачи – один из залогов успеха.

Список литературы

1. Методическая газета для учителей физкультуры «Спорт в школе». №июля. – 2007;

2. Основы волейбола. О. Чехов. М.: Физкультура и спорт. – 1999;

3. Обучение технике игры в волейбол и ее совершенствование. Методическое пособие. – М.: ЧЕЛОВЕК, Олимпия, 2007;

4. Волейбол. Шаги к успеху: Пер. с англ. / Виера, Бонни Джилл Фергюсон. – М.: АСТ»: Астрель», 2004.